Top.Mail.Ru
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
записаться на встречу

В каком возрасте отдавать ребенка в школу

В связи с высоким темпом жизни многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее пошел в школу. Однако не все из них задумываются, что раннее обучение в некоторых случаях может только навредить ему. Да, многие малыши к этому времени могут читать и писать, но вот их психика порой не подготовлена к таким резким переменам в жизни.

В этой статье мы постараемся разобраться, в каком возрасте стоит отдавать детей в школу, чтобы процесс учебы для них не превратился в пытку, а также выясним, какие навыки они должны обязательно освоить до первого класса.
Навигация по странице

1

В каком возрасте ребенок может пойти в школу по закону

Согласно российским законам, ребенок может пойти в школу в возрасте 6,5 лет и не позднее 8 лет. В некоторых случаях родители могут отправить свое чадо на учебу и в 6 лет. Правда, сначала придется пройти через комиссию — психолога, логопеда и др., а потом еще и получить разрешение директора школы.

Домашнее обучение допускается, в основном, только по медицинским показаниям. В противном случае семьей могут даже заинтересоваться органы опеки.

Если родители собираются отправить малыша в частную школу, то она обязательно должна иметь соответствующую лицензию.

2

Факторы, на которые стоит обратить внимание

Родители не должны ориентироваться только на возраст своих детей. Им нужно учитывать сразу несколько факторов, чтобы в дальнейшем малышам было максимально комфортно учиться.

Даже перед садиком проверяют готовность ребенка к нему. Об этом можно прочитать здесь.
  • Интеллектуальная готовность
Об интеллекте ребенка может многое сказать:
1
Логическое мышление.
Если оно развито, то он уже может делать какие-то выводы, выстраивать причинно-следственные связи, играть в простые логические игры.
2
Любопытство.
Благодаря ему малыш знакомится с окружающим миром, задает вопросы и ждет на них конкретные ответы, интересуется людьми вокруг, не замыкается в своих собственных мыслях.
3
Элементарные знания по математике.
Перед школой ребенок должен уметь считать, как минимум, от 0 до 10 и в обратном порядке, решать элементарные задачи, знать, как выглядят простые геометрические фигуры, помнить их названия.
4
Четкая речь.
Если малыш не выговаривает буквы или картавит, то его нужно отвести к логопеду. Заниматься со специалистом следует начинать с 4-5 лет, чтобы вовремя избавиться от дефектов речи. Словарный запас ребенка также следует периодически пополнять, чтобы он знал, как минимум, около 3500 слов.
5
Развитая память.
Перед тем, как пойти в школу, малыш уже должен уметь рассказывать небольшие стишки или пересказывать сказки, знать текст детских песенок.
6
Мелкая моторика.
Ее можно развить путем вырезания фигурок из бумаги, складывания пазлов, лепки из пластилина.
7
Способность слышать и слушать.
Ребенок должен хорошо понимать, что от него требуется.
Наряду со всеми перечисленными навыками дети также должны развивать и свою творческую сторону. Речь идет, например, о банальном рисовании. Конечно, художественный талант дан далеко не каждому, однако будущий первоклассник должен уверенно держать кисть в руках, раскрашивать картинки, не выходя за контуры.

Низкий уровень интеллектуального развития может привести к значительным трудностям во время обучения. Проблемы возникнут уже в самом начале первого класса, из-за чего ребенок может начать чувствовать себя «не таким» на фоне остальных ребят.
  • Социальная готовность
Социализация играет очень важную роль в жизни будущих школьников. С ее помощью дети узнают много новой информации не только об окружающем мире, но еще и о самом себе. Благодаря активному общению они смогут комфортно существовать в социуме.

До того, как пойти в школу, ребенок должен уметь взаимодействовать не только со сверстниками, но еще и со взрослыми людьми. В противном случае он просто не будет, например, воспринимать учителя всерьез.

Помочь чаду адаптироваться к обучению может садик или другое дошкольное образовательное учреждение. Если родители не хотят его туда отправлять, то они все равно должны сделать так, чтобы он мог где-то контактировать со сверстниками и другими людьми. Ребенок расти в изоляции от социума не должен.
  • Эмоциональный фон (степень готовности психики)
Не все будущие первоклассники обладают усидчивостью и способностью оставаться сконцентрированными все уроки. Из-за этого у них часто возникают проблемы с успеваемостью.

Ребенок должен уметь брать ответственность за свои решения в плане учебы, уметь контролировать свое поведение, быть собранным и терпеливым. Родителям важно подсказать ему, что он не должен расстраиваться по пустякам, слишком эмоционально реагировать на плохие оценки или замечания учителя.

Конечно, в первом классе образовательный процесс построен так, чтобы не слишком нагружать ребенка новой информацией. Сейчас на уроках дети чаще всего получают ее в игровой форме, что повышает их интерес к предмету и позволяет быстрее адаптироваться к новой обстановке. А вот физкультминутки и уроки физкультуры помогают малышам выпустить свою энергию и немного расслабиться.
  • Самостоятельность
В школе ребенку придется самостоятельно отвечать за многие вещи, например, за свои письменные принадлежности. Ему также нужно будет самому переодеваться на физкультуру, содержать в порядке свое рабочее место, заботиться о выполнении домашнего задания.

Конечно, родителям нельзя перекладывать ответственность за все школьные дела на ребенка. Ему нужно будет помогать на первых порах, чтобы он смог адаптироваться. Каким бы подготовленным морально не был малыш — ему все равно нужна поддержка родителей, их советы.
  • Состояние здоровья
Физическое развитие первоклассника — это еще один важный фактор, который стоит учитывать. В школе на уроке физкультуры точно придется сдавать нормативы, а у некоторых детей из-за их состояния здоровья это может вызвать затруднения. Сам учебный процесс также требует от школьника выносливости, хорошего самочувствия.
Поступление в школу следует отложить, если родители видят, что ребенок:
  • быстро устает
  • мало бегает
  • плохо держит равновесие
  • не может поймать мяч, угнаться за ним
  • плохо прыгает в длину с места, на скакалке
О простудных заболеваниях также не следует забывать. Все-таки слабая иммунная система очень опасна для будущего школьника.
  • Темперамент
Хоть сейчас и говорят, что на темперамент обращать внимание особо не стоит (из-за существования более чем 4 типов темпераментов), на самом деле про него все равно стоит упомянуть.

Труднее всего привыкают к чему-то новому холерики и меланхолики. Первые будут слишком вспыльчивыми, эмоциональными и активными, что может очень мешать обучению. Вторые же — это чересчур ранимые личности, которые слишком остро на все реагируют и могут заплакать даже из-за небольшого замечания.
Флегматикам придется легче. Правда, они могут не успеть выполнить какое-то задание вовремя или отвлечься на что-то, что не касается учебы.

Поэтому детям с таким типом темперамента лучше не идти в школу в возрасте шести лет. Для них школа в раннем возрасте может стать настоящим испытанием.

Сангвиникам же придется гораздо легче, поскольку они общительны, легко относятся к неудачам, любознательны и не ищут конфликтов. Такие ребята также могут вписаться в самый «разношерстный» коллектив.

3

Психологические и личностные особенности шестилетнего ребенка

О них стоит упомянуть отдельно, чтобы родители до конца понимали, действительно ли можно будет отдать свое чадо в школу.
  • Психологические особенности ребенка шести лет
Согласно исследованиям, которые проводили психологи, у детей этого возраста:
  • Лучше всего развита произвольная память.
    Мышление шестилетнего малыша устроено так, что его память выделяет только интересные события или вещи, а скучные — отвергает. Именно поэтому с ним будет тяжело выучить стих со сложными словами или начать разбираться в таблице умножения.
  • Фокусировки внимания хватает на 10-15 минут.
    Продуктивность школьника резко уменьшается после того, как это время прошло. Он начинает отвлекаться на второстепенные дела, поскольку его организм требует активности и перерыва.
  • Поведение контролируется не до конца.
    Дети могут быстро переключаться на что-то более интересное, чем объяснения учителя. И это понятно, ведь в этом возрасте малыши пока что не понимают, для чего конкретно нужно учиться в школе.
Конечно, встречаются и такие шестилетки, которые развиты не по годам. Они могут спокойно воспринимать учебный материал, концентрироваться на задании и легко высиживать все 45 минут.
  • Личностные особенности ребенка шести лет
В этом возрасте личность ребенка продолжает формироваться. Происходят изменения не только в общении с окружающими, но еще и в самооценке.

Некоторые шестилетние дети, например, имеют завышенную самооценку. Они думают, что весь мир крутится только вокруг них, и делают все только для собственного удовольствия. Когда дети попадают в школу, то могут столкнуться с «суровой реальностью». Учитель, в отличие от родителя, не будет оценивать его каракули вместо нормально выполненного задания. Поэтому небольшое замечание может сильно «ударить» по психике впечатлительного ребенка.

Шестилеткам трудно придерживаться каких-либо правил или ограничений. Они их не любят и не воспринимают. Из-за этого ограниченность по времени может вызвать у них тревогу или даже небольшую панику. Наглядный пример — дома ребенок спокойно считает от 0 до 20 и обратно, а у доски не может вспомнить толком порядок цифр.

Детям этого возраста также тяжело воспринимать строгих учителей, которые требуют беспрекословного послушания. Они могут просто начать бояться посещать школу из-за этого или совершать ошибки в самых элементарных заданиях.

Трудности возникают и с принятием школьной дисциплины, правил поведения (перебивают других детей, не поднимают руку, дерзят учителю).
Плохая подготовка шестилеток к школе может вызвать у них:
  • снижение остроты зрения
  • падение гемоглобина
  • ухудшение общего состояния
  • появление головных болей
  • снижение иммунитета
Не стоит забывать и про развитие различных заболеваний, которые связаны с нервной системой. Например, дети будут чаще подвержены неврозам, станут напряжены настолько, что начнут легко выходить из себя, закатывать истерики.

4

Факторы, которые указывают на незрелость ребенка

К ним можно отнести:
  • сильные дефекты речи
  • наличие хронических заболеваний (особенно тех, которые сильно влияют на иммунную систему)
  • тревожность или гиперактивность
  • травмы головы или позвоночника
  • проблемы с ЖКТ, которые требуют особого внимания
  • наличие заболеваний, связанных с нарушением психики
  • проблемы с социализацией (ребенок очень долго привыкает к другим, боится оставаться без родителей в незнакомой обстановке, с трудом находит общий язык как с ровесниками, так и со взрослыми)
  • неспособность спокойно реагировать на замечания, критику, неудачи, проигрыши
  • отсутствие четкого режима дня
Ребенка также не стоит раньше времени отдавать в школу, если он боится резкой смены планов, не способен самостоятельно позаботиться об элементарных вещах (например, о собственных учебниках или тетрадях).

Истощение детской психики обязательно влечет за собой полную потерю интереса к учебе, нервные срывы и прочие неприятности.

5

Как помочь ребенку адаптироваться
к школе

На самом деле готовыми к школе должны быть не только дети, но и их родители. За несколько месяцев до поступления им рекомендуется:
1
Заранее подготовить малыша к новому событию в жизни.
Следует убедить ребенка в том, что в школе у него появится много новых друзей, он сможет показывать всем свои таланты и умения, получит интересную информацию, научится разным вещам и т. д. Не нужно прививать ребенку страх или неприязнь к образовательному учреждению, например, постоянно напоминать ему о ранних подъемах.
2
Посетить вместе с малышом педиатра, чтобы тот выписал ему какие-нибудь витамины, помогающие поддерживать иммунитет.
3
Привить интерес к школе.
Например, позволить ему самостоятельно выбрать письменные принадлежности, рюкзачок или одежду. Рассказать о том, как они сами учились в школе.
Родители также должны поддерживать свое чадо в первые месяцы обучения, когда происходит его адаптация. Если он капризничает, то нужно постараться объяснить, что из школы просто так посреди учебы уйти нельзя, ведь это для него теперь практически как работа для взрослых. Также стоит постоянно демонстрировать ребенку свою уверенность в том, что его учеба будет проходить легко, хвалить за положительные оценки.

Правда, ребенку не следует всегда навязывать свою помощь. Об этом подробнее можно прочесть здесь.

6

Кто может помочь в решении вопроса

Если родителям трудно самостоятельно определить, готов ли их ребенок к обучению в школе, они могут обратиться за помощью к:
  • Воспитателю детского сада или педагогу в дошкольном учреждении (конечно, если малыш туда ходил).
    Он поможет выделить те качества ребенка, которые родители порой могут не замечать, а также дать несколько дельных советов.
  • Детскому психологу.
    Он оценит эмоциональную и психологическую зрелость, выявит его темперамент, а также укажет на проблемы, которые нужно будет решить до поступления в школу.
  • Дефектологу/логопеду.
    Этот специалист знает, как работать с детьми, поэтому он может выявить особенности не только в их речи, но еще и в поведении.
О мнении собственного ребенка также забывать не стоит.

7

Как понять, что ребенок не может приспособиться к обучению

Поначалу малыш может плакать, уйти в себя или наоборот стать гиперактивным, жаловаться на головную боль или на усталость. Не стоит сразу бить тревогу, ведь это — явные симптомы дезадаптации. В хорошем случае они должны пройти уже через 1-3 месяца. Этого времени хватает, чтобы ребенок полностью привык к школе и новому окружению.

Однако если период дезадаптации длится более 3 месяцев, то родителям стоит обратиться к детскому психологу. Необходимо выяснить причину подобной реакции ребенка на школу. Может быть, у него проблемы со сверстниками или с учителем. Очень важно не закрывать глаза на подобные сигналы у ребенка.

О том, как помочь ребенку наладить общение со сверстниками, можно прочитать здесь.

8

В каком возрасте все-таки стоит отдавать детей в школу

Точного ответа на этот вопрос нет, ведь каждый малыш ведет себя по-разному. Кто-то из детей развивается быстрее, а кто-то — медленнее.

Многие детские психологи утверждают, что мало кто из пяти- или шестилеток обладает полной психологической зрелостью. Однако это не означает, что в шесть лет отдавать детей в школу точно нельзя.
Перед принятием окончательного решения родителям важно учесть не только свои желания или какую-то социальную необходимость, н еще и поведение собственного ребенка, его способности. Если он обладает всеми навыками, что были перечислены выше, а также психологической готовностью, то в этом случае уже можно задумываться о его поступлении в школу.

Стоит не забывать также и о том, что со школьником в классе могут оказаться ребята, которые будут старше его на один, а порой и на полтора года. Если поначалу разница явно прослеживаться не будет, то в подростковом возрасте она может показаться во всей красе.

Если сомнения есть, и их много, то лучше сначала заняться тщательной подготовкой ребенка к школе. Это поможет уберечь его психику от различных травм, да и сами родители не будут потом сомневаться в правильности своего решения.

Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ