Top.Mail.Ru
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
записаться на встречу

Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками и учителями

Школа в жизни ребенка занимает важное место. В ней он получает знания, учится выполнять задания педагога, общается со сверстниками. От того, как сложатся отношения с учителем и одноклассниками, зависит желание посещать заведение. Отсутствие взаимопонимания в коллективе негативно сказывается не только на посещении учреждения, но и на восприятии школьной программы. Обсудим, как понять, что у ребенка плохие отношения с одноклассниками/учителем, и узнаем методы их устранения.
Навигация по странице

1

Почему возникают проблемы

Причин плохих отношений с одноклассниками или учителем существует множество: поведение самого ребенка, внешние отличия (например, излишняя худоба, ношение очков), атмосфера в классе, разочарование в друзьях, грубость старших и другое. Прежде чем устранить проблему, выясните, что послужило причиной ее появления. Рассмотрим подробнее, почему у ребенка может не сложиться общение в школьном кругу.
  • Причины плохих отношений с одноклассниками
Часто недопонимание с одноклассниками возникает при переводе ребенка в другую школу. Основные причины разногласий — адаптация и непривычная или недружелюбная атмосфера в коллективе.
Существуют и другие факторы:
1
Характер ребенка.
Он желает выделиться в коллективе грубыми методами, плохим поведением во время уроков или, наоборот, замкнут, не умеет отстаивать свое мнение, жалуется на одноклассников педагогу, чтобы добиться его расположения. Все это вызывает у ребят негативное отношение.
2
Индивидуальность.
Это физические отличия: например, ношение очков, полнота, маленький рост и другое. Также ребенок может отличаться от сверстников интересами: любить танцы, увлекаться биологией, за что другие ученики могут дразнить его и не приглашать в свою компанию.
3
Личностные особенности.
Ребенку комфортно быть одному, он не ищет общения, и ему не нужны друзья. Дети не понимают этого и дразнят.
4
Неопрятность и низкий социальный уровень семьи.
Дети, одетые в дешевую или неопрятную форму, иногда вызывают у одноклассников ощущение неприятия.
5
Успеваемость.
А именно ребенок, учащийся только на «пять» или «два». В первом случае он может вызывать зависть у одноклассников, а во втором — неприязнь.
6
Печальный опыт.
При попытке завести знакомство, ребенок столкнулся с грубостью, насмешками, например, на детской площадке. В результате он боится, что и другие ребята его не примут в компанию.
Повышенная опека родителей также может стать причиной плохих отношений с одноклассниками. В школе дети стремятся быть самостоятельными. Если мама до пятого класса провожает ребенка в школу или контролирует, сколько времени он идет из заведения до дома, то он может стать причиной насмешек.
  • Почему у ребенка не складываются отношения с учителем
Плохое общение с преподавателем чаще всего возникает из-за поведения ребенка. Он криками и другими действиями мешает вести урок, грубит, не слушает учителя. Изначально педагог пытается устранить конфликт самостоятельно, нередко ведет беседы с родителями. В случае отсутствия результата может начать в ответ принижать ребенка, грубить ему в ответ, ставить низкие отметки.
Рассмотрим, какие еще есть причины плохого отношения ребенка к учителю:
1
Некомпетентность преподавателя.
Во время проведения уроков он повышает голос, называет учеников глупыми или использует более грубые слова. К такому педагогу дети не потянутся: они начнут игнорировать его замечания, а учитель потеряет авторитет в глазах детей.
2
Завышенные требования учителя.
Он добивается от ребенка не только хороших знаний по предмету, но и придирается из-за неаккуратной прически, неопрятного вида тетради. Все это вырабатывает неприязнь к преподавателю и постепенно перерастает в серьезные конфликты.
3
Неправильный выбор школьной программы.
Каждый взрослый желает своему ребенку лучшего будущего, и для этого отдает его в класс с уклоном (математическим, спортивным, иностранным). В итоге он не справляется с нагрузкой, и возникает конфликт с преподавателем. Советуем при принятии решения отдать ребенка в школу с углубленным изучением предметов присмотреться к частным учреждениям. В чем преимущества таких заведений, можно прочитать здесь.
4
Ребенку не нравится предмет.
Например, он считает, что история или химия ему не нужны. В результате он не готовится к уроку, не делает домашнее задание, и все это портит взаимоотношения с учителем.
5
Желание ребенка выделиться.
Для этого он грубит педагогу, передразнивает его, срывает уроки.
6
Взрослые плохо отзываются о педагоге.
В процессе разговора мама назвала учителя неучем или грубиянкой, дедушка выразился, что педагог сильно нагружает детей, и т. д. В результате преподаватель теряет авторитет в глаза ребенка, он перестает его слушаться и грубит.
7
Конфликты в семье.
Ребенок испытывает сильный стресс, когда родители часто ругаются между собой или наказывают его даже за малейшие проступки. Все это приводит к тому, что он воспринимает любые действия по отношению к нему с агрессией. Это приводит к конфликтам с учителем и одноклассниками.
Чаще всего причина плохих отношений ребенка с учителем — некомпетентность взрослых. Плохое поведение, игнорирование замечаний, равнодушие — все это является сигналом того, что у ребенка проблемы. Родители и учитель должны помочь ему, а не отвечать агрессией и наказаниями. Помните: взрослые на своем примере должны показывать, как без конфликтов решить любую проблему.

2

Как понять, что у ребенка плохие отношения в школе

Не все дети рассказывают о конфликтах с учителем или одноклассниками. Это может быть из-за того, что они надеются сами разрешить ситуацию, боятся реакции родителей. Чаще всего дети умалчивают о проблемах из-за занятости и равнодушия взрослых. Обсудим, как можно понять, что у ребенка плохие взаимоотношения в школе.
  • Признаки наличия конфликтов с одноклассниками
Заподозрить, что у ребенка возникли проблемы в общении, можно по следующему поведению:
  • Пропуск учебных занятий.
    Ребенок притворяется больным или не посещает школу, ссылаясь на то, что занятия отменены.
  • Не рассказывает об общении с одноклассниками, о том, что делает на перемене.
    При возникновении проблем с домашним заданием ему некому позвонить.
  • Ребенок не ходит с классом в кино, лес и на другие мероприятия.
  • После школы плохое настроение, которое проявляется агрессией, замкнутостью или слезами.
Просьба ребенка перевести его в другой класс или в школу также является признаком конфликта с детьми в классе.
  • Как понять, что ребенок не ладит с учителем
Самый яркий показатель конфликта между учеником и педагогом: ребенок наотрез отказывается посещать его предмет. Изначально он скрывает это, а после того, как о прогулах узнают родители, заявляет об отказе лично. Второй, но не менее важный показатель — плохие оценки, при этом изначально они могли быть хорошими.
Еще один признак: ребенок начал задавать странные вопросы. Например, «я правда глупый?» или «почему взрослые такие злые?». Еще одним признаком считается внезапная перемена в поведении или снижение веса. Вместо веселого, активного ребенка он становится замкнутым, больше времени проводит в одиночестве или резко теряет вес.

Постоянный стресс, вздрагивания от внезапных или громких звуков тоже должны насторожить. Это возникает из-за того, что учитель постоянно кричит, унижает детей. Есть педагоги, которые публично оскорбляют ребенка при одноклассниках.

Другой признак — отказ от мечты. Это может быть спровоцировано тем, что учитель принижает ребенка, понижает его самооценку. Дополнительно могут появиться жалобы на учителя: например, он повышает голос или игнорирует просьбы.

Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее устранить. Так как регулярная травля одноклассников или плохое отношение учителя губительно влияют на психическое развитие ребенка, это опасно не только плохой успеваемостью, но и тем, что он не будет развиваться и самоутверждаться, как личность.

3

Как устранить проблему

Нормализовать отношения с учителем или детьми в классе можно различными способами. Рассмотрим самые эффективные.
Что делать при конфликте с учениками из класса:
1
Выясните у ребенка причину разногласий.
Помните, что вы услышите одно мнение, но, чтобы понять всю суть ситуации, нужно знать точку зрения двух сторон. Для этого может потребоваться помощь классного руководителя.
2
Научите ребенка отстаивать свое мнение, но без агрессии.
Иначе он может стать изгоем в классе. Если ребенок сам спровоцировал ссору, объясните ему, что нужно уметь слушать, а не решать все проблемы кулаками или грубыми словами.
3
Проанализируйте свое поведение.
Если взрослые дома часто выясняют отношения на повышенных тонах или кричат на ребенка, то исправить ошибку не получится. Первоначально потребуется улучшить атмосферу в семье.
4
Если конфликт вызван неопрятностью ребенка, уделите время, научите его самого причесываться на перемене, заправлять рубашку или подтягивать гамаши.
Детям начальных классов это дается тяжело. Расскажите чаду, что он может попросить помощи у учителя.
5
Если причина плохих отношений — застенчивость, научите ребенка общаться и повышайте его самооценку.
Для этого запишите его в кружок или секцию. Там легче найти друзей по интересам, а это поможет ребенку улучшить навыки общения. Их он применит в классе. Какие еще методы повышают социальные навыки, вы можете почитать здесь.
6
Показывайте на своем примере, что можно решить любые проблемы без грубости.
Например, вы поссорились с другом, но быстро помирились благодаря общению. Если каждый будет отстаивать свое, то решения конфликта не достичь.
7
Поговорите с педагогом.
Классный руководитель несет ответственность за атмосферу в классе. Беседа с учителем позволит узнать о характере учеников, с которыми возник конфликт: возможно, он пояснит причину ссоры. Для решения конфликта преподаватель проводит беседу с учениками наедине или в присутствии родителей. Все зависит от того, насколько тяжелая ситуация.
8
Если конфликт «запущен», и ребенка сильно унижают или даже бьют, то не водите его в школу, пока проблема не будет устранена.
Лучше сразу поговорить с директором и оформить перевод в другой класс.
9
Обратитесь за помощью к психологу.
Специалист научит ребенка воспринимать себя таким какой он есть, без замкнутости или агрессии.
Если конфликт устранить не получается, то единственный выход из ситуации — перевод ребенка в другую школу. Но помните: если не выяснить первопричину плохих отношений, ситуация может повториться. У ребенка будет плохой опыт, он начнет бояться повтора, в итоге из-за замкнутости снова станет причиной насмешек. Или, наоборот, если у него получалось добиться своего от сверстников с помощью агрессии, он продолжит так же действовать и в новом учреждении.
Как наладить отношения с учителем:
1
Поговорите с педагогом.
Выясните, чем обусловлено такое отношение к ребенку. Попробуйте решить проблему без привлечения директора школы. «Перепрыгивание через голову» не даст положительного результата, а, наоборот, ухудшит ситуацию. Также при разговоре не повышайте голос. Помните: вы пришли в школу, чтобы устранить конфликт, а не создавать новый.
2
Нельзя выяснять причину отсутствия взаимопонимания по телефону или на перемене.
Назначьте время и спокойно все обсудите. Беседы наспех не дают результата.
3
Если проблема кроется в манере преподавания
(у учителя повышенные требования к своему к знаниям) или педагог некомпетентен (часто повышает голос и считает это нормой), то проблемы будут не только у вашего ребенка. Попросите учителя организовать собрание и обсудите с ним этот вопрос. Можно попросить заведующую присутствовать при разговоре.
4
Причина конфликта может быть и в ребенке.
Научите его уважать старших, а также манерам общения со взрослыми. Объясните, что в школе нужно соблюдать правила не мешать учителю вести урок, а отдыхать на перемене.
5
Проблема в общении кроется и в ребенке, и в учителе.
Например, он не посещал детский сад и поэтому любое замечание принимает близко к сердцу, а педагог не реагирует на слезы. В данном случае беседу проводят с обоими.
6
Обратите внимание на то, как вы отзываетесь об учителе дома.
Если педагог некомпетентен, то об этом нужно разговаривать с ним, а не обсуждать в семье. Ребенок все слышит, и у него складывается негативное отношение к учителю.
Любую проблему лучше избежать, чем устранять. Для этого научите ребенка самостоятельности, отвечать за свои слова и поступки, находить выход из ситуации с помощью беседы, а не кулаков. И самое главное: не игнорируйте общение с ребенком, чтобы не упустить первые признаки назревания конфликта в школе.

4

Как нельзя разрешать конфликты

Разберемся, какие действия не только не решат проблему, но и усугубят ситуацию. Очень часто родители бегут разбираться с обидчиком после первой жалобы ребенка. Этого делать нельзя. Если дети поссорились, и это их первая ссора, то нужно подождать. Обычно они быстро мирятся и даже забывают о том, что ругались, а вмешательство взрослых может стать причиной обострения конфликта.
  • Нельзя все конфликты решать за ребенка.
    Научите его самого устранять проблемы. Умение найти компромисс, выслушать оппонента, разрешить проблему без агрессии помогают ребенку развивать самостоятельность. Иначе в будущем он не сможет разрешать спорные вопросы на работе. Там родители уже не смогут помочь.
  • При плохих отношениях с педагогом нельзя сразу идти к директору или писать в городское Министерство образования.
    Выждите время: ребенок сам может понять, что приукрасил ситуацию. Если он остается при своем мнении, то поговорите с учителем. Если он не идет навстречу, то тогда можно обратиться к завучу. Пишите жалобу в вышестоящие инстанции только в крайнем случае.
  • Не игнорируйте жалобы ребенка на плохие отношения с одноклассниками или учителем.
    Он может не говорить о них прямо. Чтобы выяснить, как у него складывается взаимопонимание в школе, общайтесь с ним: спрашивайте, что нового он узнал, во что играл с одноклассниками на переменах. Безразличие может в лучшем случае привести к ухудшению успеваемости и прогулам. При развитии худшего сценария ребенок будет расти замкнутым или «уйдет в себя». Вернуть его в социум будет очень сложно.
  • При любом конфликте выслушивается мнение двух сторон.
    Затем можно обсудить ошибки с ребенком, одноклассниками или учителем. При этом с учениками должны разговаривать не вы, а учитель и его родители.
  • Если конфликты в школе возникают из-за особенностей ребенка
    (очень активный, плохое здоровье, тяжело усваивает новую информацию), то его лучше перевести в специализированную школу. В них классы — с небольшим количеством учеников, поэтому преподаватель не перегружен и находит подход к каждому ребенку. Ему легче увидеть назревающий конфликт и предотвратить его развитие. Также особое внимание детям уделяется педагогами в частных школах.
  • Если в конфликте виноват ребенок будьте на его стороне.
    Это не означает, что вы должны хвалить его. Дайте ему высказаться, обсудите ситуацию, объясните, в чем он виноват, а в чем прав, и как вы вместе устраните конфликт. Он должен знать, что родители поддержат его в любой ситуации, иначе он больше не обратиться к вам за помощью.
В заключении
Итого, ребенок, подготовленный к школе, испытывает меньше стресса, поэтому легче воспринимает новую информацию, а учеба вызывает интерес. В итоге он не только не боится школы, а, наоборот, будет ждать с нетерпением нового учебного года, чтобы повысить знания и поскорее встретиться с друзьями.
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ