Международный лагерь MILC
Международный лагерь MILC
Языковые лагеря

Языковой лагерь — это своего рода выездная школа, в которой детям разных возрастов помогают преодолеть языковой барьер, пополнить словарный запас и улучшить познания в грамматике иностранного языка. Занятия на таких мероприятиях, как правило, проходят в необычной форме, что помогает ученикам раскрепоститься и получать удовольствие от процесса обучения. В лагерях могут изучаться различные иностранные языки, но в большинстве случаев подобные заведения посвящены английскому, ведь благодаря ему можно выстроить эффективную коммуникацию с собеседником практически из любой страны.

Классификация языковых лагерей

Современные языковые лагеря могут отличаться по несколькими параметрам:

  • по месту проведения (в России или за границей);
  • по стартовому уровню учеников: для новичков, продвинутых или участников олимпиад;
  • по принципу организации занятий: игровая форма, полноценный учебный день, квесты, театральные кружки.
Все такие лагеря имеют свои особенности, которые будут рассмотрены ниже.

Локализация языкового лагеря

Здесь выделяется 2 типа лагерей:

  1. Заграничные — проводятся в стране изучаемого языка либо в других государствах, где с помощью того же английского можно выстроить коммуникацию с окружающими. Как правило, детей отправляют на обучение в Великобританию либо на Мальту. Реже организовываются поездки в США. Также предусмотрены выезды в ближнее зарубежье (например, в Болгарию). Последний вариант пользуется достаточно большим спросом, ведь он не очень дорогой, но при этом позволяет ребенку окунуться в другую языковую среду. В выездных лагерях занятия обычно проводятся в первой половине дня, после чего ученики отправляются на экскурсии или обычные прогулки по городу. На прогулках дети могут оттачивать навыки общения: узнавать у прохожих дорогу, делать покупки, знакомиться с местными. В англоязычных странах преподавательский состав подбирается из местных. Если же лагерь организовывается в неанглоязычном государстве (в той же Болгарии), то учителя все равно — носители языка, просто их будут подбирать в Англии или на Мальте.
  2. Местные — подразумевают организацию лагеря на территории России, но с приглашением англоязычных преподавателей (или носителей другого изучаемого языка). Чтобы смоделировать нахождение заграницей, в таких лагерях действует правило English only, когда дети даже в частных беседах общаются по-английски. К исключениям можно отнести разве что мероприятия для новичков, у которых еще нет словарного запаса для нормального изъяснения. Организовываются местные лагеря в населенных пунктах с красивой природой (например, в Куркино). Могут выбираться и другие приятные локации: лагеря в Крыму либо на озере Селигер. Местные лагеря подходят родителям, которые не хотят отпускать своих детей далеко от дома. Да и ученикам, плохо переносящих долгую дорогу или еще не готовых к выезду за границу, подобные сборы будут в радость.
Конечно, заграничные поездки стоят дороже местных, но по результативности они практически одинаковые. Если в семье дефицит финансов, лучше 3 раза отправить ребенка в местный лагерь, чем один — в заграничный.

Цели обучения

В данной классификации выделяется 3 подгруппы лагерей:

  1. Олимпиадные. Фактически, это выездная школа, которая готовит детей к различным этапам локальных либо Всероссийских олимпиад. Школьники ежедневно занимаются по 8 часов. Преподаватели разбирают с ними олимпиадные задания прошлых лет, благодаря чему дети лучше понимают, к каким вопросам им готовиться и на что делать упор. В олимпиадные лагеря могут приезжать как опытные участники подобных событий, так и те, кто лишь планирует выставляться на различные филологические конкурсы. В таких заведениях школьники углубленно изучают грамматику, тренируют чтение и восприятие речи на слух. Особый упор делается на разговорную практику, чтобы ученики могли не только писать на иностранном языке, но и свободно изъясняться на нем в устной речи.
  2. Разговорные. Уже по названию понятно, на что здесь делается упор. С детьми занимаются либо носители языка, либо опытные преподаватели. Помимо общения на английском, проводятся и занятия по чтению, письму, слуховому восприятию. Разговорные лагеря отличаются от олимпиадных лишь степенью нагрузки. Как правило, в них приезжают дети, которые неплохо владеют английским, но боятся говорить на нем. Подобные сборы раскрепощают ребят и помогают нарабатывать коммуникативные навыки.
  3. Для начинающих. Такие лагеря идеально подходят тем, кто недавно начал изучение английского либо столкнулся с трудностями при длительных занятиях: плохо дается грамматика, скудный словарный запас. Опытные преподаватели улучшают детям произношение и потихоньку пополняют им багаж знакомых слов. Зачастую занятия проходят в игровой форме, чтобы ученикам было интересно, а новые фразы запоминались сами собой.
Необычные формы занятий проходят не только в секциях для начинающих, но и в разговорных, а также олимпиадных группах. При этом вариативность уроков везде может быть разной.

Принцип проведения занятий

Тут можно выделить такие формы уроков:

  1. Стандартное обучение по программе. Обычно его используют при работе с будущими участниками олимпиад.
  2. Настольные игры — отличный способ изучения английского для новичков или тех, кому тяжело дается данный предмет. Дети весело проводят время в компании, параллельно развивая устную речь, расширяя словарный запас и оттачивая коммуникативные навыки.
  3. Квесты — очень интересный вариант обучения для всех вышеописанных групп. Ученики решают различные задачи, отправляются на «поиски золота», пытаются выбраться из лабиринтов, используя командную работу, и так далее. По сути, здесь форма занятия зависит от фантазии организаторов и преподавательского состава.
  4. Театральные кружки — крайне увлекательная и эффективная форма урока. Дети отрабатывают всевозможные пьесы либо полноценные театральные постановки. Естественно, все реплики прописываются на английском. По возможности, рабочие моменты тоже решаются на иностранном языке. Ученики не просто улучшают свое произношение, грамматику и словарный запас, они повышают навыки актерского мастерства, а это может пригодиться в будущем.
Стоит сказать, что формы занятий могут быть и другими, но указанные варианты применяются чаще всего.

Участники языковых лагерей

Прежде всего учеников разделяют по возрастам, чтобы нагрузка соответствовала имеющимся навыкам и предполагаемым школьным запросам. Зачастую выделяют всего 2 группы:

  • до 10 лет;
  • старше 10 лет.
В некоторые типы языковых лагерей (например, ориентированные на квесты) могут отправляться дети с большим разбросом по возрастам (9-16 лет).

Что касается сопровождения, то тут тоже имеется 2 большие категории:

  1. Только дети — самый распространенный тип обучающих мероприятий. Каждый ученик отправляется в лагерь без родителей. При таком подходе он не только получает филологические навыки, но и начинает вырабатывать в себе самостоятельность, а также умение находить общий язык с незнакомыми людьми.
  2. Семейные поездки — отличный вариант для тех, кто боится отпускать ребенка одного (или сам малыш не хочет куда-то ехать без родителей). Фактически, это туристическая поездка, включающая рекреационный досуг, экскурсии и другие развлекательные мероприятия. Просто здесь бонусом идут занятия английским, представленные в игровой форме. Ученик спокоен, что родители рядом, при этом он также получает необходимые навыки для владения иностранным языком.
Вне зависимости от количества участников, организаторы всегда продумывают размещение, питание и экскурсионную программу, чтобы ученики хотели еще раз проходить через подобные лингвистические сборы.

Что дают языковые лагеря?

Данные мероприятия имеют гибкие форматы организации. За счет чего поставленных целей добиваются все группы участников:

  1. Новички эффективно отрабатывают моменты, которые не даются им на школьных уроках. Преподаватели применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, проводят занятия в игровой форме, чтобы все участники одинаково хорошо усваивали материал. Ребята не только подтягивают грамматику и письмо, но и начинают увереннее говорить на неродном языке.
  2. Опытные учащиеся оттачивают имеющиеся навыки в нестандартных ситуациях. К примеру, они могут снимать видеопрезентации, познавательные ролики на YouTube или развлекательные на Tik-Tok, а также брать интервью на английском языке. Во многих случаях применяется соревновательный момент, дающий детям большую мотивацию. Их работы оценивает жюри, при этом учитываются многие критерии: речевая активность, четкость произношения, правильность построения грамматических конструкций, внедрение новых слов. Благодаря такому подходу ученики не только закрепляют пройденный материал, но и осваивают базовые навыки видеоблогинга, а сегодня это весьма перспективное направление.
  3. Участники олимпиад получают надлежащую подготовку, которая позволит им занимать высокие места на региональных или Всероссийских конкурсах. Учащиеся решают задания с олимпиадным уровнем сложности, корректируют ошибки, получают полезные советы от опытных преподавателей. В лагерях дети полностью погружаются в языковую среду, а это дает им значительное преимущество перед конкурентами на предстоящих олимпиадах.
Также стоит отметить еще один момент. В школах (даже специализированных) у всех детей разный уровень знаний и скорость усвоения материала. При этом большие классы ведет один преподаватель, который банально не успевает уделить время каждому. Из-за этого в навыках многих учеников возникают пробелы, не дающие им эффективно изучать иностранный язык в дальнейшем. В лингвистических лагерях группы формируются по уровню подготовки учащихся. Дети осваивают материал, который нужен конкретно им, поэтому все уроки проходят максимально продуктивно.

Как выбирать языковые лагеря?


Выбор лагеря зависит от многих критериев, учитывая которые, каждый родитель сможет отправлять своего ребенка на обучение, способное принести ему максимум пользы.

Предлагаемая программа

Здесь стоит ориентироваться на цели и текущие познания детей:

  1. Участники олимпиад могут выезжать на специализированные сборы, где их будут целенаправленно готовить к предстоящим конкурсам. Также им подойдут разговорные лагеря, в которых они смогут пообщаться с носителями языка.
  2. Те, кто желает «прокачать» коммуникативные навыки, улучшить произношение, пополнить словарный запас и научиться строить сложные речевые конструкции, могут выехать на разговорные сборы.
  3. Школьники с небольшим словарным запасом и недостаточными познаниями в грамматике могут спокойно ехать в лагеря для новичков. Сразу олимпиадного уровня они не достигнут, но базовые навыки освоят на 100%.
Нередко организаторы предлагают ученикам выполнить небольшие диагностические задания, позволяющие точно определить их текущий уровень. На основании полученных результатов дети разделяются на группы и изучают тот материал, который им нужен в конкретный момент.

Преподавательский состав

Крайне важный критерий, от которого во многом зависит эффективность обучения. Чтобы регулярно отправлять ребенка в хороший языковой лагерь, нужно проводить предварительный анализ:

  • изучать информацию об организаторе поездки;
  • узнавать, какие учителя будут приставлены к конкретным лагерям;
  • проверять портфолио преподавателей: их опыт, репутацию, образование;
  • изучать информацию об уже проведенных лагерях;
  • читать отзывы тех, кто воспользовался услугой выездного обучения.
Кроме того, нужно четко понимать, какие учителя нужны конкретным детям. Новичкам и участникам олимпиад необязательно заниматься с носителями языка. Там основной упор должен быть сделан на методологию. Если же речь идет о разговорных школах (даже тех, что проводятся на территории России), то обязательно должен быть носитель иностранной речи. В противном случае такие лагеря не имеют особого смысла.

Вожатые

Во многих языковых лагерях, помимо педагогов, есть и вожатые, отвечающие за организационные моменты и общую дисциплину в группах. Такие люди должны соответствовать ряду критериев:

  • иметь необходимую подготовку (в идеале педагогическое образование);
  • хорошо знать английский язык;
  • уметь находить контакт с детьми.
Вожатые в языковых лагерях помогают учащимся спланировать работу над проектами, найти необычные варианты решения поставленных задач. В некоторых случаях они могут даже становиться полноценными участниками проектных заданий (например, у вожатых можно брать интервью).

Места проведения

Этот момент стоит уточнять еще до оформления заявки. И местные, и заграничные языковые лагеря проводятся на территории специальных баз или отельных комплексов. Крайне важно, чтобы места проживания детей соответствовали санитарным нормам, были достаточно комфортными.

Отдельное внимание нужно уделять питанию. Если детей будут кормить не в местах проживания, нужно уточнять, где учащиеся будут принимать пищу. Если это стороннее заведение, надо поискать о нем информацию и почитать отзывы. При наличии своей столовой на базе нужно уточнять ее примерное меню. Обязательно стоит оговаривать особые гастрономические пожелания (в наибольшей степени это касается вегетарианцев, сыроедов, аллергиков, мусульман или детей, исповедующих иудаизм).

Вопрос цены


Тут уже стоит ориентироваться исключительно на личные возможности. Конечно, дорогая заграничная поездка принесет ребенку куда больше эмоций, но, если брать во внимание эффективность обучения, она будет примерно одинаковой что в местных, что в зарубежных лагерях. Как было сказано, лучше сделать упор на количество и 2-3 раза отправить ребенка в местный лагерь.

Также стоит учитывать, что вывоз ученика заграницу потребует сбора солидного пакета документов. Надо будет спланировать свое свободное время, чтобы успеть подготовить всю необходимую документацию (к исключениям относятся только семейные языковые лагеря).

В целом, языковые лагеря — это весьма действенный способ прокачки лингвистических навыков ребенка. С их помощью каждый ученик сможет выйти на новый уровень владения иностранной речью, что в будущем непременно пойдет ему в плюс.


Made on
Tilda