Top.Mail.Ru
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
записаться на встречу

Нужно ли делать с ребенком уроки

Словосочетание «домашнее задание» не любят ни школьники, ни и их родители. Неприязнь вызвана не только тратой личного времени, но и тем, что выполнение уроков часто проходит со скандалами. Обсудим, для чего нужны домашние задания, почему родители помогают, нужна ли такая поддержка, а также как правильно организовать учебный процесс дома.
Навигация по странице

1

Для чего задают домашнее задание?

Весь учебный процесс состоит из трех сторон: педагог — ученик — родители. Задача преподавателя — понятно объяснить школьный материал и проверить ребенка на полученные знания. Дети должны усвоить информацию и научиться ее применять в жизни, а взрослые — помогать и поддерживать школьника. При этом некоторые родители так обеспокоены выполнением уроков, что практически сами их делают.

Из-за повышенного участия взрослых теряется основное назначение домашнего задания — закрепление материала, пройденного в школе самостоятельной проработкой. Педагог, анализируя, как ребенок выполнил работу, делает вывод, как ученик понял новую тему и какие у него есть пробелы. А из-за того, что он оформил уроки практически под диктовку взрослых, учитель не сделает правильное заключение.

2

Почему родители помогают детям?

После того, как в семье появился ребенок, взрослые помогают ему знакомиться с миром: учат ходить, говорить, одеваться, объясняют, что можно, а что нельзя. И вот, он пошел в детский сад. И здесь родители оказывают ему ежедневную поддержку: учат с ним стихи, помогают с поделками. Пришло время, и ребенок покинул детский сад, наступила школьная пора, уже готовят ко взрослой жизни, но часто родители продолжают чрезмерную опеку. Это лидирующая причина, почему взрослые помогают ребенку с домашним заданием.
Разберемся, почему еще родители помогают детям с уроками:
  • Ученикам младших классов тяжело выполнять домашнее задание, так как это скучно и не всегда интересно.
    Ребенка больше завлекают игры и прогулки. Здесь на помощь приходят родители, которые стараются облегчить учебу помощью в уроках.
  • Выполнение домашнего задания — это обязанность, но так как у детей чувство ответственности еще не сформировано, как у взрослых, родители «берут ситуацию в свои руки», что проявляется помощью в выполнении уроков.
  • Большинство взрослых переживают, что если в школе их ребенок будет учиться плохо, то это помешает ему с выбором университета.
    Так они помогают детям делать уроки, вместе с тем стараясь объяснить то, что школьник не понял на уроке.
Еще одна причина в том, что родители воспринимают неудачи ребенка в школе, как свои. В результате они пытаются доказать самим себе, что могут делать уроки лучше.

3

Помогать детям с уроками это норма?

Приведем небольшое сравнение и вернемся в восьмидесятые. Тогда родители не сидели с детьми над учебниками, но и не отказывали в помощи. Если ребенок, например, затруднялся с решением задачи, то ему ее объясняли, подталкивали к правильному решению, а дальше он выполнял все сам.

Вернемся в настоящее время. Сейчас школьная программа построена так, что детей с первого класса нагружают выполнением домашних работ наравне с учениками средней школы. В результате родители стараются помочь ребенку побыстрее сделать уроки, чтобы он мог отдохнуть. Как итог — пройденный школьный материал не закреплен.

Так норма или нет — помогать детям с уроками? При выполнении домашнего задания ребенку нужна поддержка родителей, а не оформление работы взрослыми руками ребенка.

4

Негативная сторона помощи

Большинство родителей делают домашнее задание вместе с детьми, так как считают, что без их помощи они сделают уроки неправильно или вдруг потребуется разъяснить новую тему. В первом классе участие взрослых еще допустимо: ребенок не умеет читать задание, ему нужна помощь, но в старших классах такая поддержка губительна.
Из-за того, что школьник всегда делает домашнее задание вместе с родителями, он перекладывает ответственность за ее выполнение на них.

В результате это приводит к следующим печальным последствиям:
1
Школьник считает необязательным записывать домашнее задание.
Зачем? Ведь мама или папа могут посмотреть его на школьном сайте, узнать в чате или у преподавателя.
2
Ученик не пытается запомнить объяснения на уроке, так как знает, что дома родители помогут с усвоением новой информации.
3
Ребенок не учится самостоятельности и при любой нестандартной ситуации теряется или боится сделать выбор.
Также он не научится отвечать за свои действия, ему будет страшно начинать что-то новое.
4
У школьника снижается интерес к посещению учебного заведения и получению знаний.
5
Ребенок растет неуверенным, так как все решения за него принимают родители.
Как результат, он будет зависеть от чужого мнения, не сможет отвечать на уроках из-за страха сказать неверный ответ.
6
Ученик знает, что родители помогут с уроками, и не старается, в результате нередко возникают скандалы.
Например, школьник сидит и смотрит в потолок, ждет, когда за него мама решит задачу или поможет с сочинением. А у мамы, например, много своих дел, и в этот вечер ей некогда долго сидеть за уроками.
Из-за помощи родителей школьник не закрепляет пройденный материал. Ему не нужно думать, так как все растолкуют и подскажут родители. Помните, когда ребенок сам составляет краткую запись к задаче или комплектует разбросанные слова так, чтобы получилось предложение, он не только усваивает информацию, но и развивает мышление.

Еще одна отрицательная сторона: взрослые вместо того, чтобы заняться домашними делами (приготовить, постирать, прибраться или отдохнуть), тратят свободное время на выполнение уроков с ребенком.

5

Так помогать или нет?

Ответ однозначный — да, но соблюдая границы. То есть нужно проявлять интерес к учебе, а в случае, когда ребенок не понял тему или условия в задаче, помочь ему. Если вы сами имеете пропуски в данном материале, поговорите с учителем. Он может позаниматься с учеником после уроков. Иначе допущенный пробел в одной теме перейдет в непонимание последующего материала.

Почему еще важно поддерживать ребенка? Когда родители не помогают, ссылаясь на личные проблемы, или вовсе не интересуются делами в школе, у ребенка пропадает интерес к учебе. Как следствие, в старших классах он начинает прогуливать, а наверстать упущенное очень сложно. К тому же в случае возникновения трудностей в учебе школьник не знает, к кому обратиться за помощью.

Итого, повышенное внимание и помощь нужны ребенку в первом классе. Со второго начинайте приучать его к самостоятельности. Например, попросите сделать уроки на черновике, проверьте их выполнение. В случае возникновения затруднений подтолкните к правильным действиям.

Необходимо привить школьнику навык к самостоятельному выполнению уроков до 5 класса. В средней школе начинает лидировать интерес к общению, и если ребенок еще не приучен сам выполнять работу, то в таком возрасте это сделать сложно. Как мотивировать ребенка учиться, можно почитать здесь.
А теперь рассмотрим случаи, когда помощь взрослых в выполнении уроков необходима:
  • Из-за болезни ребенок пропустил школу и новые темы.
    Если вы знаете материал, то сами позанимайтесь с ребенком, а если нет, обратитесь за помощью к учителю или наймите репетитора.
  • Учитель по какой-либо причине задал пройти тему самостоятельно, а ребенок таких навыков еще не имеет.
  • Сложная тема, и ребенок ее не понял, а у преподавателя нет возможности объяснить материал школьнику индивидуально.
Еще помощь может потребоваться из-за особенностей развития ребенка: например, он не посещал детский сад, у него нет базовых знаний, или он гиперактивный, ему сложно долго сидеть и слушать учителя. В итоге школьник отвлекается на уроке и не усваивает материал.

6


Как правильно делать домашнее задание

От того, какие условия созданы для уроков, зависит качество их выполнения. Далее мы рассмотрим, как лучше делать домашнее задание ученикам младших классов, средней школы и дадим общие рекомендации.
  • Начальные классы
Первоклассники делают уроки чаще с помощью родителей. Это обусловлено тем, что они еще не знают буквы, цифры, и им в новинку школьные обязанности. Со второго класса постепенно приучайте ребенка к самостоятельности. Он должен сам понимать, что требуется в задании, и выполнять его.
Теперь перечислим, каких основных правил необходимо придерживаться:
1
Не заставляйте делать уроки сразу.
Дайте ребенку отдохнуть около 2-3 часов. Досуг должен быть активным, а не за телефоном или перед экраном телевизора. Школьник провел время в школе, и ему требуется выплеснуть всю энергию, иначе он не усидит за выполнением уроков.
2
Школьник должен быть сытым, но не переевшим.
Если он голодный (например, мама не успела приготовить), то он будет думать о еде, а не учебе. Очень плотный обед тоже не даст хорошего результата, так как тяжесть в животе отвлекает от учебы.
3
Не делайте домашнее задание перед сном.
Из-за этого мозг будет продолжать работать: ребенку сложно уснуть, а значит, утром его будет тяжело разбудить. Если по какой-либо причине днем уроки сделаны не были, то лучше утром позвонить учителю, а не перегружать школьника. При этом объясните ребенку, что невыученные уроки придется делать на следующий день, и к ним добавятся новые.
4
Выполняйте те задания, уроки по которым будут на следующий день.
Например, если музыка только в среду, значит не нужно учить для нее песню в понедельник.
5
Уроки, заданные на понедельник, делайте с утра в субботу.
Дайте ребенку отдохнуть вечер пятницы и воскресенье. Так он не успеет забыть, что выучил, и не будет перегружен.
6
Со второго класса у детей начинается изучение иностранного языка.
Многим он дается тяжело, и помощь родителей по предмету не всегда бывает полезной. Нужно не только знать слова и составлять предложения, но и уметь правильно произносить звуки. Помочь ребенку можно, отдав его в языковой лагерь. Получится повысить знания в том числе дома. О том, как с помощью мультфильмов и фильмов подтянуть английский, читайте здесь.
Создайте комфортные условия: у ребенка должно быть свое место для выполнения уроков. На столе не допускайте игрушек или телефона, которые будут отвлекать от заданий. Дополнительно выключите музыку и телевизор, которые создают мешающий шум.
  • Средняя школа
Пятый класс также тяжело дается ученику, как и первокласснику. Это связано с тем, что появляются новые педагоги, предметы и меняются требования. В начале средней школы помощь родителей тоже необходима, но проявляться она должна больше в поддержке, а не помощи выполнения уроков.
Обсудим, каких правил придерживаться, когда школьнику 11 лет:
1
Отдых необходим, при этом он необязательно должен быть активным.
Школьники с пятого класса на разные предметы переходят из кабинета в кабинет, поэтому иногда им после школы хочется полежать и послушать музыку. Компьютерные игры нежелательны, мозг должен отдохнуть.
2
Обеспечьте ребенку полноценный обед с супом, вторым и десертом.
3
В 11 лет школьники считают себя самостоятельными и хотят сами контролировать время.
Следите, чтобы ребенок сел за уроки не позднее четырех часов дня. В противном случае, из-за большой нагрузки, он не сделает уроки до полуночи.
4
В выходные ребенок один день должен отдыхать активно: например, посещать каток, гулять с друзьями, ходить в бассейн и т. д.
Не разрешайте все выходные проводить за компьютером или перед телевизором. Дополнительно проверьте, чтобы в субботу были выполнены уроки.
5
Выделите зону, где ребенок будет выполнять домашнее задание.
Обычно это комбинированный стол, где компьютер не мешает оформлять письменные работы. Необходимо, чтобы все учебные принадлежности были под рукой.
Не зацикливайтесь на домашних заданиях, но и интересуйтесь его школьной жизнью. Достаточно спросить, что нового они изучили по биологии, или почему его друг давно не был в друзьях.
  • Общие рекомендации
Переводите ребенка на самостоятельное обучение постепенно. Нельзя делать, например, так: вчера вы выполняли уроки совместно, а сегодня он должен сам, без помощи взрослых. Это может вызвать сильный стресс. Как результат, уроки не сделаны, или ребенок капризничает и зовет вас.

Рекомендуем постепенный перевод. Попросите ребенка самостоятельно подготовить рабочее место и учебники по предметам. Разрешите ему самому выбрать, с какой дисциплины начинать уроки. Примерно через неделю научите ребенка делать уроки на черновик, при необходимости подсказывайте. Ориентировочно через месяц разрешите делать домашнее задание самостоятельно, но просите показать, как будет оформлена работа на чистовике.

Не применяйте угрозы. Например: «Ты не получишь телефон, пока не выполнишь уроки». Так неверно. В результате домашнее задание будет сделано быстро, но, скорее всего, с ошибками и исправлениями. У школьника будет цель сделать все быстро, а не понять пройденный материал. Также не приветствуются и денежные вознаграждения или подарки. Иначе в будущем ребенок будет даже просьбы выполнять за поощрение.

Не критикуйте ребенка и не говорите, что без родителей он ничего не может сделать. Лучше расскажите ему, как вы сами научились делать уроки без помощи родителей: было сложно, но вы справились. Скажите, что и у него все получится.

Почему еще ребенок просит помощи взрослых? Роль играет высокая внешкольная нагрузка, в результате которой не остается сил на выполнение уроков самостоятельно. Поговорите с ним: возможно, есть кружки, от которых лучше отказаться или отложить их посещение на 2-3 года.

7


Советы по помощи с уроками

Сейчас обсудим, какие еще методы помогут перевести ребенка на самостоятельное выполнение домашнего задания:
1
Составьте со школьником распорядок дня и алгоритм выполнения домашнего задания.
Проговорите с ним, в какой последовательности он будет все выполнять. Спустя 2-4 недели школьник должен сам составить план.
2
Если первый опыт потерпел неудачу, не опускайте руки.
Отложите перевод на самостоятельное выполнение уроков на 2 недели и повторите эксперимент.
3
Когда ребенок впервые сделал уроки сам, не торопитесь брать тетрадь и проверять работу.
Попросите его самостоятельно оценить качество выполнения, поискать ошибки. Это позволит быстрее добиться самостоятельности. Ему будет легче найти выход при возникновении нестандартной ситуации.
4
Во время выполнения уроков не отвлекайте ребенка бытовыми делами: например, хождением за хлебом или вынесением мусора.
Ему потребуется повторно настраиваться на учебу, а это не всегда дается просто, особенно в начальных классах.
5
Не забывайте хвалить.
Например: «Какой ты умница. Пока ты сам делал уроки, я приготовила вкусный ужин или сшила платье». Так ребенок поймет, что у мамы появилось больше времени на выполнение домашних дел.
Не зацикливайтесь на домашних заданиях, но и интересуйтесь его школьной жизнью. Достаточно спросить, что нового они изучили по биологии, или почему его друг давно не был в друзьях.
В заключении
Подведем итоги. Вы родитель школьника и задумались над вопросом: правильно ли помогать ребенку с уроками? Большинство ответят, что «нет», нужна поддержка, а тотальный контроль только навредят ребенку. Но это не совсем верно. Каждый ребенок уникален: если одному выполнение уроков дается легко, то для другого это может быть большой проблемой. Оказывайте помощь с учетом особенностей ребенка, но помните, что чрезмерная опека лишает его самостоятельности, и потом ему будет сложно реализовываться во взрослой жизни.
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ