Top.Mail.Ru
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
записаться на встречу

Как мотивировать ребенка учиться

Нежелание детей учиться прогрессирует с каждым годом. Проявляется это отказом от выполнения домашних заданий, беспорядком в школьных принадлежностях, замечаниями от учителя в дневнике и другими признаками. Разберемся, почему дети не хотят учиться, как повысить интерес к школе, какие есть виды мотивации и как нельзя стимулировать.
Навигация по странице

1

Причины отказа от учебы

Изучение английского влияет на развитие творческих способностей детей. На уроках ребенок слушает иностранную речь, говорит, читает и пишет.
  • Возраст
Детям, особенно в начальных классах, тяжело длительное время сидеть на одном месте: к середине урока они начинают вертеться, рисовать, разговаривать с соседом по парте. К тому же многие дети 6-7 лет испытывают стресс из-за нового коллектива и более строгой дисциплины.
  • Взаимоотношения с учителем
Проблемы с преподавателем могут быть следующие:
  • Он неправильно составляет школьную программу или ведет урок монотонно и сухо.
  • Предъявляет высокие требования.
    Даже за небольшую ошибку занижает оценку или повышает голос.
  • Практикует метод повышенной учебной нагрузки.
    Дети попросту не успевают усвоить новую тему, а преподаватель уже начинает следующую.
Также ребенок может случайно услышать неприятные комментарии от учителя в его сторону. В итоге он начнет испытывать неприязнь и нежелание посещать занятия по этому предмету.
  • Буллинг, особенности здоровья
Дети, особенно в подростковом возрасте, бывают более жестокими, чем взрослые. Они выбирают предмет насмешек и издеваются над слабым по духу одноклассником.

Также стоит отметить особенности здоровья. Дети с заиканием, плохим зрением, лишним весом и другими патологиями часто стесняются их и привлекают к себе внимание, что также может повлечь буллинг со стороны одноклассников.

Болезни также часто становятся причиной отсутствия желания. Это связано с тем, что ребенок пропускает новые темы, которые освоить дома сложно. В итоге пропущенный материал накапливается, становится сложнее учиться, и интерес к учебе пропадает.
  • Высокая нагрузка
Ребенок кроме школы посещает секции, кружки, а, может, родители выбрали учебное заведение с усиленной образовательной программой. В итоге ребенок не просто устает: он не в силах усвоить всю информацию и, как следствие, теряет интерес к обучению.
  • Пример родителей
Дети подражают взрослым. Если родители в свободное время смотрят телевизор или проводят время в интернете вместо чтения книг, посещения музеев, то и у ребенка скорее всего не будет большой тяги к учебе.
  • Отсутствие понимания значимости учебы
Ребенок считает, что в дальнейшем ему этот предмет(ты) не пригодится. Он не понимает, что математика, знание русского языка и даже умение рисовать нужны в реальной жизни.

Особое место в данном списке занимают взаимоотношения в семье. Регулярные скандалы, наказания за низкие отметки или игнорирование успехов, которых достиг ребенок, приводят к тому, что он теряет интерес к учебе.

Далее рассмотрим, что такое мотивация и как она помогает в достижении школьных успехов.

2

Что такое мотивация и как она работает

Мотивация — это пробуждение желания к саморазвитию через преодоление препятствий, конечной целью которого является получение поставленного результата. При отсутствии стимула человек не будет выходить из своей зоны комфорта. А это опасно деградацией и развитием апатии, которая может перейти в депрессию.
Важно! Детей нужно мотивировать регулярно, так как успехи в учебе не всегда стабильные. Закономерно интерес к школе постепенно угасает, а вернуть желание учиться сложнее, чем начинать с нуля.
Чтобы понять, как работает мотивация, давайте разберем основные ее составляющие:
  • отправная точка: из-за чего возникла потребность
  • определение четкой цели
  • необходимое действие для того, чтобы добиться результата
  • достижение успеха
Рассмотрим мотивацию на примере «желание поесть». Отправной точкой будет ощущение голода, а цель — устранить его. Для этого человек должен сходить в магазин, купить продукты и приготовить еду — это действие. Затем он наслаждается пищей, то есть утоляет голод, а значит, достиг успеха.

3

Виды мотивации

Мотивацию разделяют на три основных группы: источник, характер и время. Каждая подразделяется на две подгруппы. Всего выделяют 6 видов мотиваций.
  • Источник
Группа подразделяется на внутреннюю и внешнюю мотивацию. В первом случае желание обучаться у ребенка возникает самостоятельно. Например, он решил изучать иностранный язык, чтобы смотреть фильмы без перевода. При внешней мотивации стимуляция поступает снаружи. К примеру, ребенок читает рассказ, так как мама после этого разрешит поиграть на планшете.
  • Характер
По характеру мотивация может быть положительной и отрицательной. На такие подгруппы разделяется как внутренняя, так и внешняя мотивация. Рассмотрим примеры:
  • Внутренняя положительная.
    Ребенок сам углубился в изучение английского языка, так как его любимая компьютерная не выпускается с переводом.
  • Внутренняя отрицательная.
    Если не вынести мусор, то это придется делать уставшей маме после работы. В итоге он понимает, что за это ему будет стыдно.
  • Внешняя положительная.
    Родители обещали, что если ребенок закончит четверть без троек, ему купят скейт.
  • Внешняя отрицательная.
    Если ребенок не «подтянет» оценки, то во время каникул не поедет в лагерь.
Каждая из рассмотренных мотиваций имеет недостатки, особенно отрицательные виды. Например, внутренняя может привести к развитию депрессии или апатии, а внешняя — к равнодушию, из-за чего ребенок просто откажется от учебы. Из положительных внешняя может стать причиной того, что дети станут выполнять просьбы только за вознаграждение, а внутренняя опасна быстрым выгоранием.
Родители могут помочь с внутренней мотивацией. Например, ребенок хочет глубже знать иностранный. Для этого его можно записать в школу иностранных языков. Кстати, преимуществах частных учреждений вы писали здесь.
  • Время
Группу подразделяют на устойчивую и неустойчивую мотивацию. Первый вид характерен для детей старше 12 лет, когда они уже начинают понимать, как важно учиться, и используют полученные знания. До этого возраста преобладает неустойчивая мотивация, поэтому ребенка приходится стимулировать регулярно. Также следует учитывать, что внешняя мотивация чаще бывает неустойчивой, а внутренняя наоборот.

4

Основные функции мотивации

Роль мотивации в школе — вызвать и поддерживать интерес к учебе, поэтому нужно не только увлекательно проводить уроки, но и донести детям практическую пользу знаний.

Вторая не менее важная функция — развитие самодисциплины. Ребенок, понимающий ценность школьных знаний, сам построит свой распорядок дня так, чтобы все успеть: сделать уроки, погулять, почитать книгу.

Если он не хочет учиться, то без правильно выбранной мотивации можно добиться лишь того, что со школой будут связаны негативные эмоции. В итоге ребенок начнет прогуливать уроки, а занятия станут причиной развития стресса, агрессии, депрессии.

5

Способы мотивации к учебе

Вызвать у ребенка интерес к школе и любовь к учебе можно следующими стимулирующими методами:
1
Выделите зону для выполнения домашних заданий.
Дети лучше делают уроки и усваивают информацию, если для этого у них есть отдельная зона. Не нужно выделять для этого целую комнату, достаточно поставить в угол комфортный стул и стол. А чтобы ребенку было интересно, украсьте мебель наклейками с любимыми героями или купите современный светильник. Поддерживайте и развивайте любые интересы ребенка. Если ему нравится рисовать, сводите его в музей искусства или запишите в кружок. При проявлении интереса к космосу сходите с ним в планетарий. После любого мероприятия обязательно обсудите с ребенком впечатления: что нового и интересного он узнал?
2
Спрашивайте, что он проходил в школе, а не то, какие оценки получил.
Важно, чтобы он концентрировал внимание на знаниях, а не оценках. Зазубривание без понимания информации не позволит ребенку развиваться.
3
Рассказывайте об известных личностях, которые благодаря саморазвитию добились успехов.
Например, бизнесмен Джек Ма. Для идеального владения английским он с детства общался с иностранными туристами. Для этого Джек приезжал к отелю с иностранными туристами и слушал радиопередачи на английском. Если у вас ребенок увлечен иностранным, то узнать о его значимости и о том, с какого возраста его лучше учить, можете прочитать здесь.
4
Рассказывайте о своих достижениях, так как лучший образец — это родители.
Например, вы плохо читали в первом классе, а за лето, благодаря чтению книг, стали лучшим в классе.
5
Не игнорируйте вопросы ребенка, даже если они бессмысленные.
Отвечайте на них так, чтобы было интересно слушать. Это поможет развить в ребенке любознательность, которая в дальнейшем преобразуется во внутреннюю мотивацию.
6
Изучайте все новое вместе.
Например, ребенок увлекся информатикой. Найдите время, чтобы вместе просматривать вебинары. Делайте вид, что что-то не поняли, и просите ребенка объяснить. Это повысит стимул развиваться дальше.
7
Не игнорируйте достижения, но не перехваливайте.
Когда ребенок рассказывает об успехах, проявите интерес к этому. В заключении скажите, что вы за него очень рады. А вот говорить: «Ты умница» или «Ты самый лучший» не нужно, так как в таком случае ребенок станет зависимым от вашего мнения.
8
Не заставляйте ребенка знать все предметы на 5+.
Например, ему сложно дается химия. Пусть он усвоит базовые знания, а сэкономленные силы и время направит на предметы, которые ему интересны.
9
Помогите ребенку выбрать цель: она должна быть реальной, с быстрым результатом.
Например, улучшить технику чтения в течение 2-4 недель. Короткий срок позволит ребенку быстро убедиться в своих силах. После достижения цели он поставит перед собой новую — а это выработает внутреннюю мотивацию.
10
Предоставьте свободу выбора.
Он должен сам определиться, в каком направлении ему интересно развиваться. Благодаря этому у ребенка разовьется ответственность за сделанный выбор, и он приложит больше усилий к тому, чтобы достичь цели.
11
Все задачи усложняйте постепенно.
Например, сначала изучайте иностранные буквы, потом — слова, далее — чтение с переводом. Углубление знаний усиливает внутреннюю мотивацию.
12
Расскажите, в чем преимущества достижения поставленных целей.
К примеру, без знания математики он не сможет посчитать, на какую покупку ему хватит карманных денег, а игнорируя природоведение, не поймет, откуда берутся снег и ветер.
13
Научите принимать ошибки.
Дети часто бросают начатое на полпути из-за того, что у них не получилось с первого раза. Нужно ребенку объяснить, что ошибка — это часть обучения, и ни один человек не смог добиться успехов без них. Главное верить в себя, идти дальше к цели, и все обязательно получится.
Совет. Не заставляйте ребенка делать уроки до того, пока он не поест и не отдохнет после школы минимум 2 часа. Усталость и голод «сведут на ноль» любую мотивацию.

Самый лучший стимул — поощрение. Оно может быть в виде конфеты, разрешения сходить с друзьями в кино. Вознаграждений должно быть в меру, иначе ребенок будет ждать «бонус» даже после того, как сделает уроки.

6

Нужно ли учитывать возраст при мотивации детей

Возраст — важный показатель, который вам стоит учитывать при выборе вида мотивации. Связано это с тем, что чем старше ребенок, тем лучше он осознает значимость учебы, но при этом изменяется уровень подхода к нему. Его сложно мотивировать конфетой, как первоклассника. Рассмотрим особенности мотивации по возрастам.
  • Начальные классы
Для ребенка школа — это новый этап в жизни. Ему интересен «данный уровень», но, чтобы увлечение не угасло быстро, необходима регулярная мотивация. Любой успех нуждается в поощрении и внимании: для этого просто похвалите ребенка, спросите, что нового он узнал в школе.

В 7-10 лет мотивация должна быть с быстрыми результатами. К примеру, можно сказать ребенку: «Скоро ты выучишь буквы и сможешь прочитать надпись в любимой игре». А вот информация: «Хорошо учись, и ты сможешь получить высокооплачиваемую профессию» ребенку такого возраста будет непонятна.

При выполнении уроков делайте перерывы. Отдых должен быть активным, иначе ребенок не сможет усидеть на месте после возврата к выполнению домашних заданий.
  • Средние классы
С 5 по 8 классы мотивировать ребенка в учебе становится сложнее. Ему уже не так интересна школа, как младшеклассникам, а ежедневная рутина (занятия иуроки) тоже накладывает свой отпечаток. Также на желание учится влияет и то, что в возрасте 11-13 лет ребенок начинает искать себя, старается выделиться среди сверстников и очень резко реагирует на замечания — от агрессии до стресса.

Также проявляется еще одна особенность возраста. Дети младших классов автоматически считают, что взрослый всегда прав, а вот у учеников средней школы авторитет и доверие нужно заслужить. Основная мотивация с 5 по 8 классы — это доверительные беседы. Узнайте у ребенка, как прошел его день, насколько ему весело с друзьями. Чтобы возродить желание к учебе, используйте примеры об успехе из личной жизни или расскажите истории об известных людях.
  • Старшие классы
Учеников в возрасте с 14 до 17 лет мотивировать учиться легче. Они уже понимают, что подошли к новой ступени, и скоро у них начнется взрослая жизнь, а это ответственность и работа. Дети определяются с профессией и ставят приоритеты по предметам. Вы можете помочь ребенку, записав его в частную школу с нужным уклоном: музыкальный, спортивный, языковой.

Если ребенок теряется, не может выбрать специальность по душе и составить план к дальнейшему саморазвитию, помогите ему в этом. Для этого вместе посмотрите в интернете информацию о востребованных профессиях, ознакомьтесь с нюансами и тем, на какие предметы делается акцент.
Важно. Не игнорируйте общения с ребенком и не заставляйте его выбрать ту специальность, которая по душе вам, без учета его мнения. В таком случае никакая мотивация не заставит учиться.

7

Как нельзя мотивировать ребенка к учебе

Разберем, какие методы стимуляции лучше не использовать:
  • Внушать ребенку, что с таким отношением к учебе он ничего не добьется.
    Например, «Такие как ты, работают дворниками или уборщицами».
  • Обманывать.
    Если пообещали ребенку, что при отсутствии троек за четверть вы ему купите новый телефон, сдержите свое обещание. Невыполнение чревато тем, что метод больше не сработает, а вы потеряете доверие ребенка.
  • Заставлять делать уроки при плохом самочувствии ребенка: например, он заболел или устал после тренировок.
  • Поощрять все успехи подарками.
    Постепенно целью у ребенка станут не знания, а вознаграждение. После отмены поощрения он перестанет учиться.
  • Сравнивать ребенка с его сверстником, который учится лучше.
    Так делать нельзя, так как он начнет ощущать себя неудачником, а комплексы повлияют уже на взрослую жизнь.
  • Ругать ребенка, даже если заметили выраженное снижение успеваемости.
    Не используйте бранные и унизительные слова: ребенок не только не будет лучше учиться, но начнет относиться к вам с недоверием.
  • Чрезмерно опекать.
    Из-за этого ребенка сложнее мотивировать. В дальнейшем ему будет тяжело адаптироваться к требованиям и обязанностям.
  • Рано отдавать ребенка в школу.
    Все уместно в свое время. Например, детям 6, особенно 5 лет сложно усидеть на месте и привыкнуть к школьному распорядку дня и урокам вместо игр. Ребенок быстро потеряет интерес к учебе.
В заключении
Подводя итог, учеба будет даваться ребенку легко лишь в том случае, если его правильно и регулярно мотивировать. А это поощрение успехов, беседы о достижениях и поставленных целях, поддержка в новых начинаниях. Если пустить все на самотек и не уделять внимания, ребенок быстро утратит интерес к учебе. Это опасно не только отсутствием знаний, которые необходимы в жизни, но и тем, что ребенок может уйти в депрессию и отстраниться от всех, считая себя неудачником.
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ