Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Нежелание детей учиться прогрессирует с каждым годом. Проявляется это отказом от выполнения домашних заданий, беспорядком в школьных принадлежностях, замечаниями от учителя в дневнике и другими признаками. Разберемся, почему дети не хотят учиться, как повысить интерес к школе, какие есть виды мотивации и как нельзя стимулировать.
Изучение английского влияет на развитие творческих способностей детей. На уроках ребенок слушает иностранную речь, говорит, читает и пишет.
Возраст
Детям, особенно в начальных классах, тяжело длительное время сидеть на одном месте: к середине урока они начинают вертеться, рисовать, разговаривать с соседом по парте. К тому же многие дети 6-7 лет испытывают стресс из-за нового коллектива и более строгой дисциплины.
Взаимоотношения с учителем
Проблемы с преподавателем могут быть следующие:
Он неправильно составляет школьную программу или ведет урок монотонно и сухо.
Предъявляет высокие требования.
Даже за небольшую ошибку занижает оценку или повышает голос.
Практикует метод повышенной учебной нагрузки.
Дети попросту не успевают усвоить новую тему, а преподаватель уже начинает следующую.
Также ребенок может случайно услышать неприятные комментарии от учителя в его сторону. В итоге он начнет испытывать неприязнь и нежелание посещать занятия по этому предмету.
Буллинг, особенности здоровья
Дети, особенно в подростковом возрасте, бывают более жестокими, чем взрослые. Они выбирают предмет насмешек и издеваются над слабым по духу одноклассником.
Также стоит отметить особенности здоровья. Дети с заиканием, плохим зрением, лишним весом и другими патологиями часто стесняются их и привлекают к себе внимание, что также может повлечь буллинг со стороны одноклассников.
Болезни также часто становятся причиной отсутствия желания. Это связано с тем, что ребенок пропускает новые темы, которые освоить дома сложно. В итоге пропущенный материал накапливается, становится сложнее учиться, и интерес к учебе пропадает.
Высокая нагрузка
Ребенок кроме школы посещает секции, кружки, а, может, родители выбрали учебное заведение с усиленной образовательной программой. В итоге ребенок не просто устает: он не в силах усвоить всю информацию и, как следствие, теряет интерес к обучению.
Пример родителей
Дети подражают взрослым. Если родители в свободное время смотрят телевизор или проводят время в интернете вместо чтения книг, посещения музеев, то и у ребенка скорее всего не будет большой тяги к учебе.
Отсутствие понимания значимости учебы
Ребенок считает, что в дальнейшем ему этот предмет(ты) не пригодится. Он не понимает, что математика, знание русского языка и даже умение рисовать нужны в реальной жизни.
Особое место в данном списке занимают взаимоотношения в семье. Регулярные скандалы, наказания за низкие отметки или игнорирование успехов, которых достиг ребенок, приводят к тому, что он теряет интерес к учебе.
Далее рассмотрим, что такое мотивация и как она помогает в достижении школьных успехов.
2
Что такое мотивация и как она работает
Мотивация — это пробуждение желания к саморазвитию через преодоление препятствий, конечной целью которого является получение поставленного результата. При отсутствии стимула человек не будет выходить из своей зоны комфорта. А это опасно деградацией и развитием апатии, которая может перейти в депрессию.
Важно! Детей нужно мотивировать регулярно, так как успехи в учебе не всегда стабильные. Закономерно интерес к школе постепенно угасает, а вернуть желание учиться сложнее, чем начинать с нуля.
Чтобы понять, как работает мотивация, давайте разберем основные ее составляющие:
отправная точка: из-за чего возникла потребность
определение четкой цели
необходимое действие для того, чтобы добиться результата
достижение успеха
Рассмотрим мотивацию на примере «желание поесть». Отправной точкой будет ощущение голода, а цель — устранить его. Для этого человек должен сходить в магазин, купить продукты и приготовить еду — это действие. Затем он наслаждается пищей, то есть утоляет голод, а значит, достиг успеха.
3
Виды мотивации
Мотивацию разделяют на три основных группы: источник, характер и время. Каждая подразделяется на две подгруппы. Всего выделяют 6 видов мотиваций.
Источник
Группа подразделяется на внутреннюю и внешнюю мотивацию. В первом случае желание обучаться у ребенка возникает самостоятельно. Например, он решил изучать иностранный язык, чтобы смотреть фильмы без перевода. При внешней мотивации стимуляция поступает снаружи. К примеру, ребенок читает рассказ, так как мама после этого разрешит поиграть на планшете.
Характер
По характеру мотивация может быть положительной и отрицательной. На такие подгруппы разделяется как внутренняя, так и внешняя мотивация. Рассмотрим примеры:
Внутренняя положительная.
Ребенок сам углубился в изучение английского языка, так как его любимая компьютерная не выпускается с переводом.
Внутренняя отрицательная.
Если не вынести мусор, то это придется делать уставшей маме после работы. В итоге он понимает, что за это ему будет стыдно.
Внешняя положительная.
Родители обещали, что если ребенок закончит четверть без троек, ему купят скейт.
Внешняя отрицательная.
Если ребенок не «подтянет» оценки, то во время каникул не поедет в лагерь.
Каждая из рассмотренных мотиваций имеет недостатки, особенно отрицательные виды. Например, внутренняя может привести к развитию депрессии или апатии, а внешняя — к равнодушию, из-за чего ребенок просто откажется от учебы. Из положительных внешняя может стать причиной того, что дети станут выполнять просьбы только за вознаграждение, а внутренняя опасна быстрым выгоранием.
Родители могут помочь с внутренней мотивацией. Например, ребенок хочет глубже знать иностранный. Для этого его можно записать в школу иностранных языков. Кстати, преимуществах частных учреждений вы писали здесь.
Время
Группу подразделяют на устойчивую и неустойчивую мотивацию. Первый вид характерен для детей старше 12 лет, когда они уже начинают понимать, как важно учиться, и используют полученные знания. До этого возраста преобладает неустойчивая мотивация, поэтому ребенка приходится стимулировать регулярно. Также следует учитывать, что внешняя мотивация чаще бывает неустойчивой, а внутренняя наоборот.
4
Основные функции мотивации
Роль мотивации в школе — вызвать и поддерживать интерес к учебе, поэтому нужно не только увлекательно проводить уроки, но и донести детям практическую пользу знаний.
Вторая не менее важная функция — развитие самодисциплины. Ребенок, понимающий ценность школьных знаний, сам построит свой распорядок дня так, чтобы все успеть: сделать уроки, погулять, почитать книгу.
Если он не хочет учиться, то без правильно выбранной мотивации можно добиться лишь того, что со школой будут связаны негативные эмоции. В итоге ребенок начнет прогуливать уроки, а занятия станут причиной развития стресса, агрессии, депрессии.
5
Способы мотивации к учебе
Вызвать у ребенка интерес к школе и любовь к учебе можно следующими стимулирующими методами:
1
Выделите зону для выполнения домашних заданий.
Дети лучше делают уроки и усваивают информацию, если для этого у них есть отдельная зона. Не нужно выделять для этого целую комнату, достаточно поставить в угол комфортный стул и стол. А чтобы ребенку было интересно, украсьте мебель наклейками с любимыми героями или купите современный светильник. Поддерживайте и развивайте любые интересы ребенка. Если ему нравится рисовать, сводите его в музей искусства или запишите в кружок. При проявлении интереса к космосу сходите с ним в планетарий. После любого мероприятия обязательно обсудите с ребенком впечатления: что нового и интересного он узнал?
2
Спрашивайте, что он проходил в школе, а не то, какие оценки получил.
Важно, чтобы он концентрировал внимание на знаниях, а не оценках. Зазубривание без понимания информации не позволит ребенку развиваться.
3
Рассказывайте об известных личностях, которые благодаря саморазвитию добились успехов.
Например, бизнесмен Джек Ма. Для идеального владения английским он с детства общался с иностранными туристами. Для этого Джек приезжал к отелю с иностранными туристами и слушал радиопередачи на английском. Если у вас ребенок увлечен иностранным, то узнать о его значимости и о том, с какого возраста его лучше учить, можете прочитать здесь.
4
Рассказывайте о своих достижениях, так как лучший образец — это родители.
Например, вы плохо читали в первом классе, а за лето, благодаря чтению книг, стали лучшим в классе.
5
Не игнорируйте вопросы ребенка, даже если они бессмысленные.
Отвечайте на них так, чтобы было интересно слушать. Это поможет развить в ребенке любознательность, которая в дальнейшем преобразуется во внутреннюю мотивацию.
6
Изучайте все новое вместе.
Например, ребенок увлекся информатикой. Найдите время, чтобы вместе просматривать вебинары. Делайте вид, что что-то не поняли, и просите ребенка объяснить. Это повысит стимул развиваться дальше.
7
Не игнорируйте достижения, но не перехваливайте.
Когда ребенок рассказывает об успехах, проявите интерес к этому. В заключении скажите, что вы за него очень рады. А вот говорить: «Ты умница» или «Ты самый лучший» не нужно, так как в таком случае ребенок станет зависимым от вашего мнения.
8
Не заставляйте ребенка знать все предметы на 5+.
Например, ему сложно дается химия. Пусть он усвоит базовые знания, а сэкономленные силы и время направит на предметы, которые ему интересны.
9
Помогите ребенку выбрать цель: она должна быть реальной, с быстрым результатом.
Например, улучшить технику чтения в течение 2-4 недель. Короткий срок позволит ребенку быстро убедиться в своих силах. После достижения цели он поставит перед собой новую — а это выработает внутреннюю мотивацию.
10
Предоставьте свободу выбора.
Он должен сам определиться, в каком направлении ему интересно развиваться. Благодаря этому у ребенка разовьется ответственность за сделанный выбор, и он приложит больше усилий к тому, чтобы достичь цели.
11
Все задачи усложняйте постепенно.
Например, сначала изучайте иностранные буквы, потом — слова, далее — чтение с переводом. Углубление знаний усиливает внутреннюю мотивацию.
12
Расскажите, в чем преимущества достижения поставленных целей.
К примеру, без знания математики он не сможет посчитать, на какую покупку ему хватит карманных денег, а игнорируя природоведение, не поймет, откуда берутся снег и ветер.
13
Научите принимать ошибки.
Дети часто бросают начатое на полпути из-за того, что у них не получилось с первого раза. Нужно ребенку объяснить, что ошибка — это часть обучения, и ни один человек не смог добиться успехов без них. Главное верить в себя, идти дальше к цели, и все обязательно получится.
Совет. Не заставляйте ребенка делать уроки до того, пока он не поест и не отдохнет после школы минимум 2 часа. Усталость и голод «сведут на ноль» любую мотивацию.
Самый лучший стимул — поощрение. Оно может быть в виде конфеты, разрешения сходить с друзьями в кино. Вознаграждений должно быть в меру, иначе ребенок будет ждать «бонус» даже после того, как сделает уроки.
6
Нужно ли учитывать возраст при мотивации детей
Возраст — важный показатель, который вам стоит учитывать при выборе вида мотивации. Связано это с тем, что чем старше ребенок, тем лучше он осознает значимость учебы, но при этом изменяется уровень подхода к нему. Его сложно мотивировать конфетой, как первоклассника. Рассмотрим особенности мотивации по возрастам.
Начальные классы
Для ребенка школа — это новый этап в жизни. Ему интересен «данный уровень», но, чтобы увлечение не угасло быстро, необходима регулярная мотивация. Любой успех нуждается в поощрении и внимании: для этого просто похвалите ребенка, спросите, что нового он узнал в школе.
В 7-10 лет мотивация должна быть с быстрыми результатами. К примеру, можно сказать ребенку: «Скоро ты выучишь буквы и сможешь прочитать надпись в любимой игре». А вот информация: «Хорошо учись, и ты сможешь получить высокооплачиваемую профессию» ребенку такого возраста будет непонятна.
При выполнении уроков делайте перерывы. Отдых должен быть активным, иначе ребенок не сможет усидеть на месте после возврата к выполнению домашних заданий.
Средние классы
С 5 по 8 классы мотивировать ребенка в учебе становится сложнее. Ему уже не так интересна школа, как младшеклассникам, а ежедневная рутина (занятия иуроки) тоже накладывает свой отпечаток. Также на желание учится влияет и то, что в возрасте 11-13 лет ребенок начинает искать себя, старается выделиться среди сверстников и очень резко реагирует на замечания — от агрессии до стресса.
Также проявляется еще одна особенность возраста. Дети младших классов автоматически считают, что взрослый всегда прав, а вот у учеников средней школы авторитет и доверие нужно заслужить. Основная мотивация с 5 по 8 классы — это доверительные беседы. Узнайте у ребенка, как прошел его день, насколько ему весело с друзьями. Чтобы возродить желание к учебе, используйте примеры об успехе из личной жизни или расскажите истории об известных людях.
Старшие классы
Учеников в возрасте с 14 до 17 лет мотивировать учиться легче. Они уже понимают, что подошли к новой ступени, и скоро у них начнется взрослая жизнь, а это ответственность и работа. Дети определяются с профессией и ставят приоритеты по предметам. Вы можете помочь ребенку, записав его в частную школу с нужным уклоном: музыкальный, спортивный, языковой.
Если ребенок теряется, не может выбрать специальность по душе и составить план к дальнейшему саморазвитию, помогите ему в этом. Для этого вместе посмотрите в интернете информацию о востребованных профессиях, ознакомьтесь с нюансами и тем, на какие предметы делается акцент.
Важно. Не игнорируйте общения с ребенком и не заставляйте его выбрать ту специальность, которая по душе вам, без учета его мнения. В таком случае никакая мотивация не заставит учиться.
7
Как нельзя мотивировать ребенка к учебе
Разберем, какие методы стимуляции лучше не использовать:
Внушать ребенку, что с таким отношением к учебе он ничего не добьется.
Например, «Такие как ты, работают дворниками или уборщицами».
Обманывать.
Если пообещали ребенку, что при отсутствии троек за четверть вы ему купите новый телефон, сдержите свое обещание. Невыполнение чревато тем, что метод больше не сработает, а вы потеряете доверие ребенка.
Заставлять делать уроки при плохом самочувствии ребенка: например, он заболел или устал после тренировок.
Поощрять все успехи подарками.
Постепенно целью у ребенка станут не знания, а вознаграждение. После отмены поощрения он перестанет учиться.
Сравнивать ребенка с его сверстником, который учится лучше.
Так делать нельзя, так как он начнет ощущать себя неудачником, а комплексы повлияют уже на взрослую жизнь.
Ругать ребенка, даже если заметили выраженное снижение успеваемости.
Не используйте бранные и унизительные слова: ребенок не только не будет лучше учиться, но начнет относиться к вам с недоверием.
Чрезмерно опекать.
Из-за этого ребенка сложнее мотивировать. В дальнейшем ему будет тяжело адаптироваться к требованиям и обязанностям.
Рано отдавать ребенка в школу.
Все уместно в свое время. Например, детям 6, особенно 5 лет сложно усидеть на месте и привыкнуть к школьному распорядку дня и урокам вместо игр. Ребенок быстро потеряет интерес к учебе.
В заключении
Подводя итог, учеба будет даваться ребенку легко лишь в том случае, если его правильно и регулярно мотивировать. А это поощрение успехов, беседы о достижениях и поставленных целях, поддержка в новых начинаниях. Если пустить все на самотек и не уделять внимания, ребенок быстро утратит интерес к учебе. Это опасно не только отсутствием знаний, которые необходимы в жизни, но и тем, что ребенок может уйти в депрессию и отстраниться от всех, считая себя неудачником.
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.