Top.Mail.Ru
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
записаться на встречу

Что должен знать и уметь ребенок,

идущий в школу

Образовательные стандарты, как и многие другие, со временем претерпевают изменения. По этой причине современный ребенок, который идет в первый класс, должен многое знать и уметь. Если раньше, например, дети учились читать в школе, то сегодня важно, чтобы они умели хотя бы читать по слогам еще до школы.

Действительно ли требования к детям такие жесткие? Что должен знать и уметь ребенок, прежде чем он пойдет в школу? Разбираемся в этой статье.
Навигация по странице

1

Какими знаниями должен обладать будущий первоклассник

Недостаточно делать упор на один только конкретный предмет, например, только на математику. Будущему школьнику необходимо иметь знания из разных областей, чтобы он не только мог адаптироваться к учебному процессу, но еще и смог нормально общаться со своими сверстниками.

Прочесть подробнее о разных способах подготовки ребенка к школе можно здесь.
  • Общий кругозор
Первоклашка еще до школы должен знать:
  • свое ФИО
  • свой возраст и дату рождения
  • как зовут родителей, кем они работают
  • как зовут бабушек, дедушек и других родственников
  • свой адрес — город, улицу, номер дома (а если дом многоквартирный, то еще и подъезд, этаж и номер самой квартиры)
  • семь цветов радуги и их оттенки
  • как правильно называется та или иная одежда, обувь
  • виды транспорта
  • где находится право, а где — лево
Ребенка также нужно познакомить с русскими народными сказками, творчеством детских писателей. Ему можно попробовать почитать и современные книги, которые подходят по возрасту, ведь благодаря им пополняется словарный запас.

Малыш, идущий в первый глаз, должен четко понимать, как можно вести себя в школе или другом общественном месте. Он обязан знать, что общение с родителями и общение с учителем значительно отличается.
  • Русский язык (разговорная речь)
Если говорить о русском языке, то первоклассник должен уметь:
  • говорить четко и внятно
  • вести осмысленный диалог
  • делать паузы во время чтения в нужных местах, если там есть знаки препинания
  • называть порядковый номер слова в предложении
  • отличать гласные буквы от согласных
  • описывать картинку
  • пересказывать только что прочитанный текст
  • составлять краткий рассказ о том или ином предмете
  • составлять предложения с нужными словами
  • заучивать стишки, небольшие рассказы
  • отгадывать несложные загадки
Развитию речи у ребенка сильно способствует совместное чтение с родителем вслух. Он будет внимательно слушать своего «учителя» и запоминать, где нужно сделать паузу, какое слово означает тот или иной предмет. Подобным образом малыш может не только пополнить свой словарный запас, но еще и сблизиться с родителем.

Чтение также способствует последовательному выражению мыслей и анализу происходящих событий, развитию воображения, способности сопереживать героям.

Нужно поощрять малыша отвечать на развернутые вопросы, чтобы тот мог объяснить, что он думает по поводу той или иной ситуации, просить его подобрать синоним или антоним к нужному слову.
  • Математика (счет)
Многим родителям кажется, что ребенок, идущий в школу, обязательно должен уметь от 0 до 100. На самом же деле для первоклассника важнее:
  • уметь считать от 0 до 9 и в обратном порядке
  • сравнивать между собой числа
  • понимать смысл математических знаков
  • уметь считать предметы
  • уметь решать простые задачки
  • знать названия основных геометрических фигур
Родители могут помочь малышу научиться писать цифры. Им также рекомендуется вместе с ним чаще считать окружающие предметы. Лучше делать это вслух, чтобы ребенку было проще воспринимать информацию на слух.
  • Моторика
Чтобы первоклассник мог нормально обучаться в школе, он должен:
  • правильно держать письменные принадлежности в руке
  • уметь вырезать фигурки из бумаги с помощью ножниц
  • уметь рисовать (конечно, речь здесь не идет о шедеврах)
  • писать печатные буквы с помощью прописи
  • заниматься лепкой из пластилина
  • уметь работать с клеем
  • собирать паззлы
Моторика напрямую влияет не только на способность ребенка выполнять творческие задания в школе, но еще и на его речь, письмо. Ребенка необходимо активно вовлекать в различные игры, которые способствовали бы его развитию. Например, он может вместе с родителями вырезать украшения на новый год, что-то раскрашивать, создавать поделки.
  • Окружающий мир
Ребенку следует знать еще до школы:
  • разницу между дикими и домашними животными
  • названия детенышей животных
  • простые названия птиц (речь идет про воробьев, голубей, ворон и т. д.)
  • названия еды
  • отличия между природными явлениями (например, понимать, чем именно снег отличается от дождя)
Первоклашка также должен называть дни в правильном порядке, а также месяцы, времена года. Он должен уметь объяснить, чем, например, весна отличается от зимы (на деревьях появляются почки, снег пропадает с земли и т. д.).
  • Чтение
У многих родителей возникает вопрос: стоит ли обучать ребенка чтению еще до первого класса? Дать на него четкий ответ, к сожалению, до сих пор нельзя, поскольку к каждому будущему первокласснику нужен индивидуальный подход.

Правда, учителя предупреждают, что первоклассник уже в первые месяцы обучения должен читать хотя бы по слогам и со скоростью не менее 20-30 слов в минуту, иначе он будет отставать от программы.

Если малыш сам интересуется буквами, учится читать по слогам, а потом складывать их в слова, то нужно поддерживать в нем стремление к чтению. Сделать это можно как в обычной, так и в игровой форме.
Если же родители не видят особого стремления к этому занятию, то принуждать ребенка к чтению не нужно. Есть риск навсегда вызвать у него отвращение к книгам, да и к познанию чего-то нового в целом. О правильной мотивации к обучению стоит прочесть здесь.

Многие дети медленно учатся читать. Из-за этого их родители начинают бить тревогу. На самом деле это явление считается нормальным и ни в коем случае не говорит о низком интеллекте ребенка.
  • Умение слушать и слышать
Многие забывают про это умение, но оно является чуть ли не одним из главных, ведь в школе ребенку придется слушать учителя, не перебивая его, отвечать на заданные вопросы, что-то спрашивать самому, если ему становится непонятно.
Чтобы развить у малыша навык активного слушания, необходимо, чтобы он научился:
  • поддерживать зрительный контакт с собеседником
  • не прерывать говорящего
  • задавать вопросы, если что-то не понимает
Также рекомендуется просить ребенка повторить что-нибудь из того, что сказал собеседник. Так можно понять, воспринимал ли он информацию на самом деле или нет.
Чтобы отточить навыки активного слушания, необходимо:
  • читать сказки и рассказы вслух
  • разговаривать с ребенком о тех вещах, которые его интересуют
  • давать короткие инструкции своему малышу (пусть он, например, пойдет и переставит вещь с одного места на другое)
Помочь с этим также могут различные развивающие игры. Они не только позабавят ребенка, но и снабдят его нужными навыками.

2

На какие еще факторы стоит обратить внимание

На этих умениях список требований к будущим школьникам не заканчивается. Стоит также упомянуть, что он должен быть готов к обучению не только интеллектуально, но еще и психологически.
  • Социальная готовность
Человек не может существовать без социума. Ему нужно с кем-то контактировать, иначе с его психикой могут произойти необратимые изменения. Это правило касается как детей, так и взрослых.

Первоклассник перед первым школьным днем должен научиться общаться со сверстниками, а также другими взрослыми. Он должен знать, что люди вокруг могут вести себя по-разному, а иногда даже непредсказуемо. Благодаря общению малыш сможет узнать много нового о себе, окружающем мире, а также научится комфортно сосуществовать с другими.

Родители должны объяснить ребенку, что в школе ему придется участвовать в групповых мероприятиях, заводить новые знакомства, разговаривать с учителем, играть со сверстниками, поднимать руку, если он желает задать вопрос. Необходимо также донести до него, что в критической ситуации он может попросить помощи у педагога.

Особенно тщательно поработать с социальными навыками стоит с «домашним», стеснительным ребенком, который боится активничать без мамы или папы. В дальнейшем он должен будет свободно чувствовать себя среди детей и взрослых.

Помочь чаду научиться налаживанию контактов с людьми, помимо родителей, может детский садик или другое дошкольное образовательное учреждение. Если вдруг по какой-то причине он все же не может туда пойти, необходимо все равно приобщать ребенка к социуму.
  • Готовность психики
Многие дети испытывают трудности с обучением только потому, что не могут усидеть на месте. Им трудно оставаться сконцентрированными все уроки из-за желания сменить деятельность, устроить себе перерыв.

Конечно, сейчас образовательная программа предусматривает проведение уроков в игровой форме, что повышает интерес детей к образовательному процессу. Благодаря этому многие быстро запоминают информацию и не считают ее скучной, бесполезной. К тому же такие уроки позволяют малышу быстрее адаптироваться к окружающей обстановке.

Проведение физкультминуток также способствует расслаблению детей. Они потратят немного энергии на физические упражнения, а потом смогут снова вернуться к обучению с новыми силами.

Родители до школы должны объяснить будущему первокласснику, что он должен будет нести ответственность за свои решения в плане учебы, контролировать свое поведение, всегда быть терпеливым и собранным, внимательно слушать учителя, особенно если тот объясняет новую тему. Важно подсказать малышу, что не стоит эмоционально реагировать на замечания или плохие оценки, ведь все неприятные ситуации исправимы.

Первоклашка должен уметь доносить свои мысли или возражения спокойно, без крика. Истерики устраивать в школе также не стоит, ведь каким бы хорошим ни был учитель – он все равно не станет для ученика родителем, который всегда поймет и пожалеет.
  • Самостоятельность
В школе ребенок должен будет сам позавтракать и пообедать. Причем сделать это ему придется за строго определенное время. Чаще всего продолжительность самой большой перемены составляет 15-20 минут.

Будущий первоклассник должен понимать, что придется самостоятельно следить за гигиеной после принятия пищи, посещения туалета.

Ему также нужно будет самому переодеваться на физкультуру в спортивную форму и обратно. На первых порах учитель может помочь ему складывать вещи, но потом ему придется справляться с этим самостоятельно.

Следить за письменными принадлежностями, а также учебниками, тетрадями и прочими вещами в школе первоклашке тоже придется самому.
  • Физическое развитие
В первом классе уроки физкультуры являются обязательными, поэтому родители первоклассника должны позаботиться о его физическом состоянии. Школьнику нередко придется сдавать нормативы, что может быть затруднительно, если он страдает от каких-то заболеваний или же просто имеет слабое здоровье, небольшую выносливость. В этом случае следует заранее позаботиться о наличии соответствующей справки, чтобы у учителя не возникало вопросов к ребенку.

3

Признаки того, что ребенок не готов пока идти в школу

Среди них можно выделить:
  • явные дефекты речи (ребенок «проглатывает» звуки, картавит или шепелявит)
  • наличие хронических заболеваний, (в особенности тех, что влияют на иммунную систему)
  • ярко выраженную тревожность или гиперактивность (малыш не может усидеть на месте, быстро теряет концентрацию, переживает из-за пустяков, остро реагирует на замечания учителя и т. д.)
  • травмы головы или позвоночника, заболевания ЖКТ, которые требуют серьезного вмешательства
  • явные проблемы с социализацией (ребенок боится контактировать со сверстниками или взрослыми людьми, остаться в одиночестве, устраивает истерики)
  • неспособность самостоятельно позаботиться о себе (например, будущий первоклассник забывает помыть руки после еды, отличается рассеянностью из-за чего часто теряет вещи)
Лучше заранее подготовить ребенка к школе, чтобы потом он не страдал от истощения психики. Подобное явление может вызвать отторжение у малышка не только к школе, но и к процессу обучения в целом.

4

Адаптационный период в школе

О нем также стоит упомянуть, ведь именно от того, как он проходит, будет зависеть дальнейшее обучение первоклашки в школе.
  • Группы риска
Сложнее всего адаптацию проходят:
1
Гиперактивные дети.
Они отличаются сниженной концентрацией внимания и почти все время хотят двигаться. Им будет очень трудно высидеть за партой целых 45 минут. Именно такие дети часто отвечают за нарушение порядка в школе и практически не усваивают новый материал.
2
Дети, у которых повышен порог утомляемости.
Быстрая усталость может возникать не только из-за заболевания, но еще из-за особенностей личности. Такие дети не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, поскольку сразу начинают хотеть отдохнуть от дел.
3
Одаренные дети.
Им просто будет скучно в школе. По этой причине они могут начать нарушать дисциплину, пытаться заниматься своими делами на уроках. В этом случае многие учителя советуют родителям одаренных учеников перевести их на дистанционное, домашнее или индивидуальное обучение.
Проблемы адаптации также могут быть связаны со слишком высокими требованиями родителей к своему чаду. Не нужно ждать каких-то блистательных результатов от первоклашки в самом начале учебы. Стоит помнить, что он только начинает приспосабливаться к новой обстановке, к новым людям. К тому же, подобным поведением они могут только испортить свои отношения с ребенком.
  • Признаки дезадаптации
Среди них можно выделить:
1
Неуспеваемость.
Ребенок может либо вообще не воспринимать школьную программу, либо отставать от сверстников. Если родители начнут требовать от него высоких оценок, то проблема только усугубится.
2
Лень.
Причиной лени может стать отсутствие мотивации, потеря интереса к учебе, плохой коллектив, неподходящий учитель или банальная избалованность. Родителям в этом случае не конфликтовать с ребенком, а попробовать мягко наставить его на правильный путь.
3
Низкий уровень продуктивности.
Если ребенок присутствует на уроке — это еще не означает, что он обязательно усвоит материал. Некоторые школьники считают своим долгом просто «отсидеться», а потом со спокойной душой идти домой.
4
Нарушение дисциплины.
Многие дети привыкли быть в центре внимания, а в классе у них не всегда получается это сделать. Из-за этого они начинают нарушать общепринятые правила, провоцировать конфликты в классе.
5
Вербализм.
Бойкая речь и хорошая память не всегда означают, что ребенок готов к усвоению школьной программы в полной мере. В этой ситуации родителям рекомендуется помочь ему с этим, например, начать развивать его логическое мышление, мелкую моторику.
Кажется, что ребенок перед школой должен уметь и знать много всего. Однако если подойти к вопросу подготовки к учебе не за пару месяцев до осени, а за год или полтора, то можно будет не переживать. За это время малыш получит много полезных навыков, научится контактировать с окружающими и укрепит свою психику, благодаря чему сможет учиться в школе без особых проблем.

Немаловажную роль в процессе подготовки будущего школьника играют родители. Именно они должны стать для него опорой и поддержкой, а также показать, что он всегда может обратиться к ним за помощью или советом.
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ