Top.Mail.Ru
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
записаться на встречу

Дистанционное обучение: польза и вред

Коронавирусная инфекция, которая еще не так давно гуляла по планете, сумела затронуть
практически все сферы жизни человека. Исключением не стало и образование. Из-за
карантина практически всем образовательным учреждениям пришлось экстренно
переходить на онлайн-обучение, чтобы дети могли и дальше получать необходимые знания.

Интернет и раньше использовался как ребятами, так и учителями для получения
необходимой информации, но сегодня его вклад в обучение значительно вырос. К тому же,
появилось достаточно много разных инструментов для организации дистанционных
уроков.

Что включает в себя понятие «онлайн-обучение», и в чем заключаются его особенности?
Ответы на эти вопросы ищите ниже
Навигация по странице

1

Особенности дистанционного обучения

Основная его цель — это снижение нагрузки на преподавателя, а также общее улучшение качества обучения.

В процессе онлайн-обучения вместо доски используется Интернет, вместо парты — виртуальное пространство, а вместо дидактики — преимущественно неформальное общение. Процесс обучения с применением дистанционных технологий строится, в основном, на том, что ученик будет самостоятельно заниматься изучением того или иного предмета, прибегая к помощи преподавателя лишь в случае возникновения сложных вопросов.

2

Принципы онлайн-обучения

Онлайн-обучение основывается на определенных принципах педагогики, среди которых:
  • Интерактивность.
    В процессе обучения все его участники должны взаимодействовать друг с другом. Это повышает качество полученных знаний.
  • Гибкость.
    Выстраивать учебный процесс следует с учетом особенностей учеников. Особенно легко это будет сделать преподавателю, если в учебной группе их не так много. К тому же разнообразие гаджетов и технологий позволяет выбрать наиболее удобные формы проведения занятий.
  • Открытость.
    Каждый желающий должен иметь возможность в любой момент прибегнуть к дистанционному обучению.
  • Клиентоориентированность.
  • Регламентность.
    Онлайн-обучение все-таки должно соответствовать определенным временным регламентам.
Здесь также можно отметить, что на специальных платформах аккаунты учеников обязательно должны быть защищены. У каждого пользователя должен быть свой логин и пароль, с помощью которых он может авторизоваться на сайте и получить доступ к учебным материалам.

3

Формы дистанционного обучения

В целом по типу взаимодействия все формы онлайн-обучения делятся на синхронные и асинхронные.

К синхронным принято относить видео- или аудиоконференции, поскольку они осуществляются в режиме реального времени. Во время них учащиеся могут писать в чат вопросы или задавать их вслух преподавателю, выполнять практические задания под его контролем.

К асинхронным форматам относятся видеоуроки, подкасты, занятия на специальной платформе, лекции/домашние задания/конспекты в электронном формате (например, их могут отправлять на почту в формате word документов) и т.д. Учащиеся самостоятельно знакомятся с предоставленными материалами в свободное время, выполняют задания и не контактируют при этом с преподавателем.

Обычно в онлайн-обучении преподаватели не используют только одну конкретную форму для компенсации недостатков каждой из них. Например, они могут вести видеоконференции, а потом отправлять ученикам домашнее задание на почту. Все дело в типе восприятия информации. Есть дети кинестетики, а есть — визуалы, аудиалы и дигиталы.
  • Видеоконференции
Они больше всего похожи на стандартные уроки, поскольку преподаватель может демонстрировать своим ученикам презентации, общаться с ними в чате или с помощью микрофона. Обучающиеся тоже могут включить свои веб-камеры, чтобы их было видно, и микрофоны.

Преимущество видеоконференций состоит в том, что слушатели могут задать вопрос и тут же получить на него ответ. Благодаря им можно предоставить ученикам наглядный материал, например, фотографии или диаграммы.

Видеоформат также повышает доверие к преподавателю, а также позволяет за короткое время получить информацию в компактном виде.
  • Аудиоконференции
Почти то же самое, что и видеоконференции. Отличаются они от них тем, что спикера на экране не видно. Он может только разговаривать со слушателями, а также отвечать на их вопросы.
  • Видеоуроки
Отличный вариант для тех учащихся, которые привыкли «поглощать» информацию через наглядные изображения. Качественные видеоуроки обычно содержат не только голосовое сопровождение, но еще и диаграммы, фотографии, инфографику. Смотреть их обучающийся может в любое время и в любом месте.
  • Лекции (лонгриды)
Данный формат удобен тем, что его можно читать с любого устройства, будь то смартфон, ноутбук или стационарный компьютер. Лонгриды могут содержать не только большое количество текста, но еще и изображения, инфографику.

Понимание изложенной информации зависит только от читателя. Именно он должен сам понять, как применять ее на практике, а если возникнут вопросы — ответить на них самостоятельно, путем изучения дополнительной литературы.
  • Подкасты
Отлично подходят тем, кто отлично воспринимает текст на слух и без видеоряда. Подкасты хороши тем, что их можно слушать вместо музыки во время выполнения повседневных дел. Благодаря этому обеспечивается постоянное повторение материала.
  • Занятия на специальной платформе
Они позволяют отработать полученные знания на практике. На специальных платформах можно решать задачи, выполнять различные упражнения, загружать туда фотографии, просматривать конспекты и т.д.

Преподаватели также могут организовать специальные диалоговые тренажеры. Особенно это актуально для тех, кто занимается изучением языков.

4

Преимущества дистанционного обучения

Дистанционное обучение в последнее время пользуется большой популярностью среди детей и их родителей. И это неудивительно, ведь оно обладает многими неоспоримыми достоинствами.
  • Экономия времени
Обучающемуся не нужно тратить время на поездки до образовательного учреждения. Чтобы попасть на урок, ему нужно просто воспользоваться гаджетом. Данный плюс является очень существенным для тех, кто проживает в большом городе, ведь в этом случае дорога обычно занимает не меньше часа.

Занятия, которые проводятся по Интернету, также не мешают основному виду деятельности. Например, их можно легко совмещать с основной, музыкальной или художественной школой.
  • Налаженная коммуникация с преподавателем
Если речь идет про синхронное обучение, то ученик может получить помощь преподавателя практически в любой момент. Например, он может написать ему в мессенджер или в чат на специальной платформе.

Подобная поддержка учителя значительно ускоряет процесс обучения. Благодаря ей можно быстро получить ответ на любой вопрос, тем самым восполнив пробелы в знаниях.
  • Самодисциплина и мотивация
Ученику самому приходится контролировать процесс получения знаний. Он должен вовремя выполнять домашнее задание, знакомится с новой информацией, если чего-то не понимает, составлять расписание занятий.

Аналогичная ситуация и с обретением мотивации. Конечно, повлиять на желание ученика в какой-то степени может преподаватель или родитель, однако не во всех случаях это работает. Все-таки за формирование мотивации отвечает в большей степени сам обучающийся.
  • Отсутствие буллинга
Ребенок будет получать образование в здоровой атмосфере. Ему не придется выслушивать издевательства от одноклассников, устраивать конфликты и т.д. За счет этого его желание учиться может возрасти многократно.

Дистанционное обучение также может быть временной мерой. Например, до того момента, пока родители не подберут своему чаду подходящую школу, или пока ребенок не оправится от последствий буллинга.
  • Быстрый доступ к учебным материалам
Ученики могут в любой момент ознакомиться с методичками, онлайн-библиотеками, задачниками и прочими материалами, которые требуются ему для получения новых знаний и усвоения пройденного материала.
Также можно отметить еще несколько неочевидных преимуществ:
  • Цены на онлайн-обучение ощутимо ниже.
  • Ученик сам выбирает, в какой атмосфере он будет получать знания.
  • Некоторые занятия проводятся в группе, за счет чего слушатель учится взаимодействовать с другими.
  • Обучающийся осваивает в процессе новые технологии, лучше начинает понимать, как устроен Интернет.
  • Если педагог занимается с учеником индивидуально, то отвлекающих факторов становится гораздо меньше, получается уделить внимание его «больным местам».
  • Слушатель всегда может вернуться к пройденному материалу, если вдруг у него возникли вопросы.
  • Дети из разных городов могут вместе обучаться у одного и того же учителя.
Дистанционное обучение также позволяет сформировать большую базу знаний.

5

Недостатки дистанционного обучения

Минусы у дистанционного обучения, как и у классического, также присутствуют.
  • Отсутствие особых коммуникативных навыков
Да, ребенок может общаться с преподавателем, а также со своими «одноклассниками» (если речь идет про групповые онлайн-занятия). Однако это все равно не заменит живого общения. Навыки работы в команде, например, хорошо развиваются только вживую в коллективе.
  • Количество практических занятий
Традиционное обучение здесь все же выигрывает у дистанционного, поскольку оно предполагает больше практических занятий. Речь идет, например, про те же самые лабораторные работы в процессе проведения которых ученик может использовать специальные приборы, предметы и т.д.
  • Потребность в мощной мотивации
Не все дети могут обучаться дистанционно и при этом сохранять интерес к изучаемому предмету, следовать собственноручно составленному графику. Они должны быть готовы к тому, чтобы самостоятельно осваивать большие объемы информации, организовывать свой досуг.
Конечно, некоторые онлайн-курсы сегодня предусматривают определенную систему наград, что позволяет повысить мотивацию учеников.

К наиболее эффективным способам можно отнести:
  • Рейтинг лучших учащихся.
    Благодаря ему у них будет формироваться соревновательный интерес.
  • Конкурсы, игры.
    Они позволяют улучшить взаимодействие между обучающимися, а также слегка расслабиться, оторваться от «серьезного» обучения.
  • Сертификаты, дипломы.
    Если, например, ученик получает определенное количество баллов или оценок, то ему могут дать награду. Многие дети благодаря этому получают дополнительную мотивацию, а также много положительных эмоций.
Преподаватели также могут придумать какие-то свои способы вознаграждения учеников.
  • Уровень компьютерной грамотности
Чтобы обучаться онлайн, ученик должен иметь хотя бы минимальный уровень компьютерной грамотности, иначе он не сможет даже написать, например, сообщение преподавателю. Конечно, первое время ему могут помогать с этим родители, но потом обучающемуся самому придется разобраться в принципе работы гаджета.
  • Зависимость от технологий
Некоторые дети настолько сильно привыкают к гаджетам, что потом уже не могут представить без них свою жизнь. Из-за этого в дальнейшем, например, у них начинаются конфликты с родителями.
  • Потребность в стабильном интернет-соединении
Если Интернет плохо работает, то ребенку будет тяжело заниматься онлайн. Особенно сложно придется тем детям, которые должны будут присутствовать на вебинарах с камерой и микрофоном.

6

Кому подойдет дистанционное обучение

На онлайн-обучение стоит обратить внимание тем учащимся, кто:
  • хочет больше времени уделять художественной/музыкальной школе или кружках и различным секциям
  • много путешествует или постоянно переезжает из-за работы родителей
  • активно занимается спортом, поэтому часто уезжает на соревнования
  • потерял интерес к традиционной форме обучения и теперь пытается найти что-то новое для себя, найти желание учиться
  • хочет подтянуть успеваемость, без лишнего стресса и в привычной обстановке сдавать контрольные, тесты и т.д.
Дистанционное обучение также позволит уберечь ребенка от буллинга, который считается частым явлением в обычных школах. Здесь он точно не столкнется с насмешками, травлей и стрессом.

7

Ребенок и гаджеты

Дистанционное обучение не может проходить без гаджетов — смартфонов, ноутбуков, компьютеров. Однако стоит помнить, что ребенок должен их использовать с умом. Ему не нужно проводить там все свое свободное время. Онлайн-уроки обязательно должны быть «дозированы».

Если школьник полностью находится на онлайн-обучении, то после всех уроков ему нужно будет сначала отдохнуть от смартфона или компьютера, прежде чем приступать к выполнению домашнего задания. Да и небольшие переменки между занятиями должны быть предусмотрены.

Если же речь идет про дополнительное обучение в онлайн-формате, то здесь стоит помнить, что время использования гаджетов зависит от возраста ребенка. Например, малышам 3-4 лет стоит проводить за ними не более 30 минут в день. Ребенку 5-6 лет можно увеличить это время до 40 минут. При этом ему нужно будет не забывать делать перерывы. Школьникам можно тратить на выполнение заданий по несколько часов.
Родителям во время дистанционного обучения также нужно будет:
  • Контролировать соблюдение правил.
    Ребенок должен отложить гаджет, если родители его об этом попросят. Но не следует устраивать скандал, если вдруг малыш случайно просидел в смартфоне на пять минут дольше.
  • Помогать ребенку общаться с людьми не только с помощью гаджетов.
  • Следить за информацией, которую «потребляет» ребенок.
    Необходимо все же контролировать погружение малыша в «цифровой мир». Интернет ведь не заканчивается только на обучающих видео и уроках.
  • Помогать ребенку разбираться в работе гаджетов.
    Благодаря этому его дистанционное обучение начнет проходить быстрее. К тому же, он сможет стать более самостоятельным.
  • Следить за поведением малыша.
    Если он вдруг становится беспокойным, раздражительным или агрессивным, а также все чаще уходит от реального мира, то это может сигнализировать о формировании зависимости от гаджетов.
Родителям также стоит уделять внимание своему ребенку и устраивать ему «вылазки» на природу, приучать к активному досугу и т.д.

8

Роль родителей

Родителям в период дистанционного обучения все равно следует контролировать своего ребенка. Им нужно будет:
  • Помочь чаду соблюдать привычные условия обучения.
    Им необходимо следить, чтобы он придерживался составленного расписания.
  • Мотивировать ребенка при необходимости, поддерживать его, хвалить.
    Не стоит забывать об этом даже в том случае, если он обучается традиционным образом. Заинтересованность родителей всегда важна.
  • Поддерживать комфортную обстановку в семье.
    Ребенку будет трудно сосредоточиться на онлайн-обучении, если все вокруг него кричат или психуют. Необходимо уравновесить его эмоциональный фон.
Родителям также не стоит активно участвовать в выполнении домашнего задания. Да, они могут помочь своим детям, ответив на их вопросы или подсказав что-нибудь. Однако полностью решать за них задачи, выполнять упражнения не следует. Это может привести к критическим последствиям.
В заключении
Интернет предлагает пользователям все новые инструменты, которые позволили бы быстрее изучить тот или иной предмет. За счет этого дистанционное обучение эволюционирует. Сегодня ученик уже может получить доступ ко многим электронным источникам, получить своевременную и качественную связь с преподавателем и т.д. Конечно, неоспоримые минусы у онлайн-обучения все же существуют. Однако его преимущества все же ощутимо перекрывают их.
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ