Top.Mail.Ru
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
записаться на встречу

Преимущества индивидуального подхода
в частном детском саду

Звучит банально, но это факт: в мире не найти двух одинаковых людей. Причем, касается это и взрослых, и детей. Нет, внешнее сходство встречается часто. Речь об особенностях характера и личности в целом. Именно поэтому в детских садах и других заведениях, где дети собираются группами, так важно практиковать индивидуальный подход.

Рассмотрим подробнее, как это правильно делать в условиях частного сада.
Навигация по странице

1

Что такое индивидуальный подход

Индивидуальным подходом в воспитании детей дошкольного возраста называется педагогическое воздействие на каждого отдельного ребенка с учетом его психологических особенностей, а также условий жизни. На практике это означает, что воспитатель в частном детском саду занимается со всеми воспитанниками одновременно, но берет во внимание личностные характеристики каждого из них.
Для того, чтобы в частном детском саду реализовать индивидуальный подход, нужно соблюдать ряд условий:
1
Учитывать не только то, как ребенок воспринимает информацию, но и то, как он ее усваивает, а также его психологические особенности.
2
Оснастить группу всем необходимым, в том числе, игрушками, методическими материалами и т.д.
3
Кадровые. Это взаимодействие воспитателей с другими специалистами, например, психологом, методистом и т. д.
Сюда же можно добавить требования, которые предъявляются к предметно-пространственной среде. Речь идет о том, что абсолютно все используемое оборудование и материалы должны отвечать нормам безопасности и быть функциональными.
в основе
индивидуального подхода к детям лежит выявление их особенностей. Стоит отметить, что часть из них является общими и называется возрастными. Но есть и индивидуальные, которые определяются условиями жизни, окружением, воспитанием и атмосферой в семье.
ИХ СПИСОК ВЫГЛЯДИТ ТАК:
  • эмоциональность, впечатлительность
  • способность запоминать услышанное, логическое мышление
  • уровень развития нервной системы
  • способность повторять услышанный материал
  • физическое развитие
  • развитие речи, воображения, образного мышления
Реализовывать индивидуальный подход в частном детском саду можно несколькими способами. В первую очередь нужно осознать тот факт, что индивидуальность существует. Нельзя воспринимать воспитанников как просто группу детей. Это коллектив, состоящий из личностей.

Также не стоит обвинять ребенка, нервировать его или нервничать самому, если не удается найти с ним общий язык. Лучше проанализировать свои попытки и понять, где была допущена ошибка.
Что еще нужно делать:
  • Если ребенок в силу каких-либо обстоятельств не может что-то понять или сделать, ни в коем случае не ругать его и не называть обидными словами, не давать прозвища.
  • Хвалить за любые, даже мельчайшие достижения, не сравнивая при этом с другими детьми.
  • Составлять программу так, чтобы раскрыть способности каждого отдельного воспитанника.
  • Развивать интерес к обучению, познанию чего-то нового.
Индивидуальный подход должен быть во всем, начиная от занятий и заканчивая прогулками. Воспитатели ни на минуту не должны забывать об индивидуальности детей. Как еще можно создать для детей максимально комфортную атмосферу, читайте в статье.

2

Как выглядит индивидуальный подход — наглядный пример

Давайте рассмотрим, как воспитатели реализуют индивидуальный подход к детям в течение всего дня:
1
Утром проводится короткая беседа с родителями. Ее цель — выяснить, как ребенок себя чувствует, с каким настроением пришел, что маму или папу беспокоит в его поведении.
2
После воспитатель создает и поддерживает правильную атмосферу в группе, позволяя детям заниматься интересными для них делами. Кто-то, возможно, будет играть, кто-то рассматривать картинки в книжках и т. д. Особое внимание уделяется стеснительным и молчаливым малышам. Педагоги подбадривают их и вовлекают в игровой процесс.
3
При подготовке к приему пищи индивидуальные особенности детей также учитываются. При необходимости тем, кто не владеет нужными навыками, оказывают помощь.
4
Во время завтрака или, например, обеда, воспитатели обращают внимание на детей с плохим аппетитом, а также смотрят, как дети придерживаются правил поведения за столом.
5
На занятиях педагоги всегда следят за тем, чтобы детям было удобно, они хорошо видели и слышали их.
6
На прогулке проводится индивидуальная работа с теми воспитанниками, кому нужно побороть застенчивость. Также в детях развивают наблюдательность, трудолюбие. Уделяется внимание и физическому развитию.
Вечером воспитатели выделяют время на разговоры с родителями. Они рассказывают, как прошел день, о достижениях ребенка, а также дают рекомендации.

Это лишь приблизительный вариант. Естественно, в каждом детском саду свой распорядок и правила. Но в целом схема реализации индивидуального подхода выглядит так.

3

Как найти подход к ребенку

Как сказано выше, индивидуальный подход требует учитывать особенности каждого отдельного воспитанника. Но не только это поможет наладить с ним отношения. Важно еще и вести себя так, чтобы завоевать доверие малыша. Есть несколько рекомендаций, как это правильно делать.
  • 1
    Заменить серьезные разговоры играми
    Многие воспитатели всегда разговаривают с детьми с позиции взрослых. И вроде бы все логично, ведь они старше, серьезнее и т. д. Но! С детьми этот подход не работает. Поэтому все возникающие проблемы лучше решать с помощью игр.

    Приведем примеры. Допустим, дети в группе ни в какую не хотят собирать игрушки и, кажется, пропускают мимо ушей просьбу воспитателя. Что, если попробовать поиграть с ними, представив на мгновение, что корзина для игрушек от них убегает и остановить ее можно, если что-то забросить внутрь?

    Или, например, в группе есть ребенок, который ведет себя слишком шумно, балуется, спорит с воспитателями и не слышит их просьб. После игры его попросили сложить игрушки на место. Если он отказывается, предложите ему представить, что корзина — большой динозавр, которого нужно накормить едой. В данном случае это будут игрушки.
  • 2
    Слушать и слышать
    Взрослые часто игнорируют переживания детей. И в этом нет ничего удивительного, ведь такие переживания часто случаются по надуманным поводам. Как быть в таких ситуациях? Попытаться услышать, что говорит ребенок, а после «вернуть» ему сказанное и обозначить испытываемые им чувства.

    Представьте, один из малышей в группе уже несколько минут плохо себя ведет и срывает занятие. Отведите его в сторону и просите, что так сильно его расстроило, из-за чего он мешает другим? Допустим, он ответил, что не выспался, поскольку мама рано его разбудила. Уточните, правильно ли вы услышали причину плохого поведения, а после скажите, что вы сожалеете о случившемся. Это покажет, что вы уважаете его чувства.
  • 3
    Не указывать, а просить
    Этот пункт перекликается с первым. И ведь действительно, чаще всего взрослые обращаются к детям в повелительном наклонении: возьми, принеси, подай. Отношения с ребенком станут на порядок доверительнее, если разговаривать с ним на равных и давать выбор согласиться с просьбой или дать отказ. И, кстати, если ребенок откажет в просьбе, например, не захочет давать вам игрушку, не ругайте его и не возмущайтесь. Проявите уважение и согласитесь.
  • 4
    Разрешать делать выбор
    Чаще всего эта рекомендация касается еды. Некоторые дети отказываются есть в саду, и это при том, что в частных учреждениях обычно очень вкусно готовят. Заставлять их было бы ошибкой. Лучше предложить самостоятельно принимать решение относительно того, что и сколько есть и в каком количестве накладывать себе в тарелку.

    Это правильный подход, потому что у всех детей разные предпочтения в еде. Например, одни любят первое, а другие не представляют жизнь без каши. Беспокоиться о том, что ребенок останется голодным, не стоит. Обычно в коллективе аппетит появляется сам собой.
  • 5
    Разрешить проявлять эмоции
    Речь не идет о случаях, когда ребенок визжит от радости. Важно разрешить детям проявлять негативные чувства. Допустим, один мальчик пытается отнять у другого игрушку. Тот не отдает, и он начинает плакать. Не стоит пытаться отвлечь его от ситуации чем-то посторонним. Лучше озвучить его чувства в данный момент, например, злость, и попытаться успокоить.
  • 6
    Учить видеть допустимые границы
    Дети часто не чувствуют опасность. Так, например, они могут залезать на высокие горки, мешать друг другу скатываться и т. д. Во избежание этого с ними нужно заранее договориться о правилах поведения и последствиях их нарушения. Поначалу малыши могут протестовать и возмущаться, но вскоре они поймут, как нужно себя вести.

    И еще один важный момент. Нужно всегда объяснять детям причину каждого действия и запрета. Это работает гораздо эффективнее, чем просто категоричное «нет».

4

Индивидуальный подход на занятиях

Здесь стоит вспомнить слова, сказанные основоположником научной педагогики К. Д. Ушинским: «Если педагогика хочет воспитывать человека, то она должна узнать его тоже во всех отношениях». И такое подход применим к занятиям в частных детских садах, одна из задач которых — раскрыть индивидуальность каждого ребенка.
На занятиях детей условно можно разделить на две группы:
  • более активные, с высоким уровнем развития
  • молчаливые, замкнутые, нерешительные
Образовательный процесс должен строиться с учетом этих особенностей. В случае с активными детьми рекомендуется подбирать более сложные задания, предъявлять к их ответам слегка повышенные требования. Но при этом нельзя спрашивать только их. Пусть лучше при необходимости они дополнят ответ других воспитанников.
В случае с детьми второй группы нужно действовать примерно так:
  • давать задания попроще
  • не спрашивать их первыми
  • задавать вопросы по той теме, которую они знают лучше
  • задавать наводящие вопросы
  • использовать напоминания
  • давать время подумать над ответом
Также существует ряд общих рекомендаций, которым следуют воспитатели частных детских садов. Они помогают реализовывать индивидуальный подход и делать занятия максимально эффективными:
1
Всегда продумывать рассадку детей, учитывая при этом их физические особенности, психическое развитие и манеру поведения.
2
Не стесняться хвалить за любые достижения.
3
Сравнивать ребенка только с ним самим, а не с другими детьми.
4
Учить детей контролировать себя.
5
Ни в коем случае не вешать ярлыки, говоря, что ребенок ничего не знает.
6
Не давать детям высмеивать ответы других воспитанников.
7
Учить радоваться успехам друзей.
8
Задавать детям вопросы с учетом их индивидуальных особенностей, способностей и уровня знаний.
Также при необходимости воспитатели проводят индивидуальную работу с детьми, которые иногда отсутствуют по причине болезни, более застенчивы и медлительны в силу природных особенностей.
Она бывает 4 видов:
  • коррекционная
  • компенсирующая
  • дополнительная
  • развивающая
Коррекционная работа проводится с детьми, которым нужна особая помощь с привлечением других специалистов, например, психологов или логопедов. Она обязательно согласовывается с родителями.
Главная цель компенсирующих индивидуальных занятий
— помочь детям, которые давно не посещали сад, догнать основную часть группы. Дополнительная работа нужна тем, кто проявляет повышенное внимание к какой-нибудь теме или, например, интересуется творчеством. Для таких детей часто проводят дополнительные занятия по интересующему их виду деятельности.
Развивающая работа в частном детском саду
— это, можно сказать, основа. Она проводится и со всей группой сразу, и в индивидуальном порядке. Во втором случае воспитателю нужно закрепить и повторить информацию, которую дети получали на занятиях.
Сделать это можно несколькими способами:
  • словами — в виде рассказа, во время разговора, путем ответа на вопросы
  • наглядно — показывая картинки по теме, используя тематические предметы и макеты
  • практически — проводя эксперименты, выполняя совместные действия и упражнения
Время для проведения индивидуальный занятий педагоги выбирают также с учетом особенностей развития детей. Так, например, физические упражнения или задания на мышление и логику рекомендуется проводить во второй половине дня. Почему? Потому что утром после сна дети расслаблены, у них еще снижена интеллектуальная активность. Утром лучше разговаривать, проговаривать потешки и т. д. Во время прогулки воспитатели практикуют развитие координации движений и ловкости. Также это отличное время для тренировки памяти и внимания.

5

Индивидуальный подход в играх

Игра считается основным видом деятельности маленьких детей. По словам детских психологов, она имеет для ребенка такое же значение, как и работа для взрослого.
В играх они развивают много полезных навыков:
  • взаимодействие с другими детьми
  • умение считаться с интересами остальных участников игры
  • умение делиться
Если речь идет о подвижных играх, они учат детей выдержке, способствуют развитию внимания и умения прислушиваться к правилам. Дидактические игры помогают понять, насколько у ребенка развиты сообразительность, наблюдательность, смекалка и логика.

По индивидуальным особенностям детей можно разделить на 3 группы:

1
С повышенной активностью и подвижностью
Такие воспитанники с готовностью начинают новую игру, быстро включаются в нее и всегда стремятся к лидерству. Но при этом им очень сложно придерживаться правил, например, дожидаться своей очереди или оставаться неподвижными до определенного сигнала.
2
Более робкие
Представители этой группы чаще проявляют осторожность. Они не сразу вливаются в игру, потому что долго не могут понять ее суть. Особого интереса они тоже не проявляют, предпочитая со стороны наблюдать за другими игроками. Однако со временем в них все же пробуждается интерес, и они начинают проявлять инициативу, благодаря чему становятся полноценными участниками процесса.
3
Пассивные
Дети этой группы практически никогда не участвуют в играх, всегда пассивны.
К представителям каждой из этих групп нужен свой подход, потому что игровая деятельность — это возможность индивидуального воздействия на ребенка и развития его личных качеств. Последние нужно обязательно использовать во время игры, особенно, если она общая. В ней найдется занятие для каждого.

Звучит неожиданно, но реализовать индивидуальный подход к играм можно в разновозрастных детских коллективах. Старшие дети, проявляя лидерские качества и показывая знание процесса, помогают младшим влиться в него. Они учатся заботиться о других, развивают чувство ответственности. Младшие же учатся играть, взаимодействовать с окружающими.

6

Что делать родителям

Не только сотрудники детского сада, но и родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в процессе воспитания. Это поможет ему вырасти гармоничной личностью.
Психологи рекомендуют придерживаться ряда простых, но действенных рекомендаций:
1
Проявлять к ребенку больше внимания, наблюдать за тем, чем он интересуется и занимается. Какое занятие вызывает в нем больший интерес, что он может делать на протяжении долгого времени и при этом не уставать и не отвлекаться?
2
Хвалите ребенка за любые успехи. Детям важно, чтобы родители одобряли его поступки, поддерживали и всячески принимали участие в его жизни.
3
Помните, что ребенок — это личность, пусть и маленькая. Поэтому нужно интересоваться его мнением и учитывать его. Кроме того, стоит научиться ребенка делать самостоятельный выбор.
4
Наполните жизнь ребенка яркими впечатлениями. Дайте ему возможность заниматься тем, чем он хочет. Пусть он попробует себя в разных занятиях и выберет то, что нравится ему больше всего.
5
Помогите развить уверенность в себе. Только уверенный в себе ребенок всегда и везде сможет проявлять свою индивидуальность. Ему будет проще влиться в коллектив в детском саду, а после и в школе.
6
Слушайте ребенка даже тогда, когда он рассказывает о своих маленьких и кажущихся нам смешными проблемах. По возможности помогайте ему разобраться в ситуации и решить их.
И самое главное — никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните — он отдельная личность со своим характером и набором качеств.
В заключении
Без индивидуального подхода в частном детском саду не обойтись. Воспитателям важно при любых обстоятельствах учитывать, что все дети в группе разные. Это должно отражаться не только на манере общения, но также в образовательной и развлекательной программах. Только так можно раскрыть таланты и способности ребенка и посодействовать их дальнейшему развитию. К сожалению, не во всех дошкольных учреждениях практикуется такой подход. Как выбрать правильный детский сад, читайте здесь.
Индивидуальная презентация
и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ
ЗАПИШИТЕСЬ НА ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВСТРЕЧУ С ДИРЕКТОРОМ