Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Изучение английского языка: Известные методики обучения иностранному языку
Изучение иностранных языков - это один из самых увлекательных и полезных занятий в мире образования и саморазвития. Способность общаться на разных языках открывает перед нами множество новых возможностей: от путешествий и работы, до обогащения культурного опыта и улучшений международных отношений.
На пути к владению новым языком иногда встают стены непонимания и неуверенности. Но, не стоит падать духом, ведь существует множество методов и стратегий, которые помогут справиться с любыми сложностями и достичь успеха в изучении иностранного языка.
Существует несколько методик изучения иностранного языка, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества. Эти методы станут вашими верными спутниками, они не только обогатят ваш словарный запас, но и укрепят ваше понимание грамматики и культурных особенностей языка.
Методика Грамматика-Перевод - это традиционный метод преподавания иностранных языков. Этот метод с длинной историей, был широко распространен в обучении иностранным языкам в школах и университетах XIX и первой половине XX века.
Цель методики Грамматика-Перевод:
Основная цель методики - это научить учащихся читать, понимать и переводить тексты на иностранном языке, путем изучения его грамматики и лексики.
Основные характеристики этого метода: :
1
Грамматика:
Метод сосредотачивается на изучении грамматики и синтаксиса языка. Учащиеся изучают правила и структуры языка, включая морфологию (склонение, спряжение и т.д.) и синтаксис (построение предложений).
2
Перевод:
Учащиеся часто переводят тексты с одного языка на другой. Перевод используется для понимания и закрепления грамматических правил.
3
Учебники и тексты:
Учебники, используемые в методике Грамматика-Перевод, часто включают в себя литературные произведения на иностранном языке. Ученики читают тексты, анализируют грамматические структуры и переводят тексты на родной язык.
плюсы
Понимание грамматики. Ученики разбираются в грамматических правилах языка.
Литературный язык. Изучения литературного или формального стиля языка, это полезно для чтения и анализа текстов.
Подходит для сложных языков. Этот метод эффективен для изучения языков с богатой грамматической структурой, таких как латынь или классический греческий.
минусы
Мало устной практики. Этот метод сосредоточен на письменном обучении, не уделяя достаточного внимания разговорной практике и коммуникативным навыкам. Такой подход может оставить учеников неспособными к свободному разговору на иностранном языке.
Скучный и монотонный. Постоянное изучение грамматики и перевод текстов может быть скучным и монотонным занятием для учеников.
Эффективность обучения этим методом:
Методика Грамматика-Перевод подходит для изучения иностранных языков или чтения литературных текстов. Этот метод не самый эффективный для развития навыков разговорных коммуникаций и практического использования языка в реальных ситуациях.
2
Методика Прямого Метода (Direct Method)
Методика Прямого Метода (Direct Method) - это метод обучения иностранным языкам, который активно использовался в начале XX века. Он основывается на убеждении, что для эффективного изучения языка необходимо погружаться в языковую среду и использовать язык на практике.
Цель методики Прямого метода:
Основная цель методики - это научить учащихся читать, понимать и переводить тексты на иностранном языке, путем изучения его грамматики и лексики.
Основные характеристики этого метода: :
Основное внимание уделяется разговорной практике.
Использование родного языка во время занятий минимально.
Ученики учатся говорить на иностранном языке, используя живые образы, наблюдения и интуицию.
Ученики должны мыслить на иностранном языке.
Грамматика и лексика изучаются в контексте.
плюсы
Развивает способность свободно говорить на иностранном языке.
Помогает ученикам понимать язык на интуитивном уровне.
Улучшает произношение и интонацию.
Возможность использования языка в реальных коммуникативных ситуациях.
минусы
Не подходит для учащихся с нулевым уровнем знания языка.
Может быть сложно для учащихся, которые привыкли к классической методике обучения.
Отсутствие учебников, по данной методике, может затруднить процесс обучения.
Эффективность обучения этим методом:
Методика Прямого Метода эффективна для развития способности свободно говорить на иностранном языке. Но, может вызывать сложности для учащихся, которые привыкли к классической методике обучения. Эффективность обучения этим методом зависит от учеников и преподавателя.
3
Аудио-Языковая Методика (Audio-Lingual Method):
Метод аудио-языкового обучения — это один из старых и важных способов изучения иностранных языков. Он появился в середине 20 века и стал популярным из-за акцента на разговорные практики, прослушивании и строгому следованию языковым образцам. Этот метод основан на идеях структурализма и поведенческой психологии и направлен на эффективное овладение языком через многочасовую практику.
Цель методики Аудио-Языковой Метода:
Основная цель методики - развить у учеников навыки устной речи на иностранном языке, а также научить понимать и использовать различные языковые структуры.
Основные характеристики этого метода: :
Основное внимание уделяется разговорной практике.
Использование аудиоматериалов. Записи разговоров, для обучения произношению и пониманию речи.
Практика языковых структур через повторение и упражнения.
Ученики учатся говорить на иностранном языке, используя фразы и выражения в контексте.
плюсы
Развивает навыки устной речи и понимание речи на иностранном языке.
Улучшает произношение и интонацию.
Ученики быстро усваивают языковые структуры и фразы.
минусы
Оставляет мало места для творческого выражения и оригинальных мыслей.
Не уделяет достаточно внимания грамматике и письменному языку.
Эффективность обучения этим методом:
Аудио-Языковой метод достаточно эффективный для развития навыков устной речи и понимания речи на иностранном языке. Этот метод не подходит для углубленного изучения грамматики и навыков письма на иностранном языке. Кроме того, этот метод может показаться скучным и монотонным для некоторых учеников, поэтому рекомендуется комбинировать его с другими методиками, чтобы достичь максимального эффекта.
4
Методика Коммуникативного Метода (Communicative Language Teaching):
Методика Коммуникативного Метода (Communicative Language Teaching) - это метод обучения иностранным языкам, активно использовался в 1970-е годы и продолжает использоваться в настоящее время. Этот метод акцентирует внимание на практическом использовании языка и на развитии навыков чтения, письма и понимания на слух.
Цель методики Коммуникативного Метода:
Основная цель методики - это развитие способности свободно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях.
Основные характеристики этого метода: :
Основное внимание уделяется развитию коммуникативных навыков: разговорная речь, чтение и письмо.
Использование языка в реальных ситуациях, таких как ролевые игры и дискуссии, помогает ученикам развивать навыки общения на иностранном языке.
Грамматика и лексика изучаются в контексте, как часть коммуникативной задачи, а не как отдельные элементы.
Ученики развивают навык приспосабливаться к различным языковым и культурным контекстам.
плюсы
Развитие коммуникативных навыков. Этот метод помогает ученикам свободно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях.
Способствует развитию толерантности и межкультурного понимания, так как ученики учатся адаптироваться к различным культурным контекстам.
Ученики используют язык на практике, что помогает им укреплять свои знания и уверенность в использовании языка в реальных ситуациях.
минусы
Не подходит для изучения грамматики и лексики. Этот метод сконцентрирован на коммуникативных навыках, а не на изучении грамматических конструкций и лексики.
Требуется большое количество времени на подготовку к занятиям. Опытный преподаватель должен разработать хороший урок, который будет интересным и эффективным для всех учеников.
Эффективность обучения этим методом:
Методика Коммуникативного Метода является эффективным методом обучения иностранным языкам. Этот метод способствует развитию толерантности и межкультурного понимания. Но, не подходит при углубленном изучении грамматики и расширении словарного запаса. Это связано с тем, что в фокусе данного метода стоит развитие практических навыков общения в реальных жизненных ситуациях, а не формальное изучение грамматических правил и слов.
5
Методика Когнитивного Метода (Cognitive Language Learning):
Методика Когнитивного Метода (Cognitive Language Learning) - это метод обучения иностранным языкам, основанный на понимании языковых структур и использования языка для развития когнитивных навыков изучающих язык. Он акцентирует внимание на развитии языкового понимания и грамматических структур, а также на развитии навыков чтения и письма. Этот метод помогает изучающим язык понимать и использовать язык на более глубоком уровне, что способствует эффективному усвоению языка.
Цель методики Когнитивного метода:
Основная цель методики - развить у учеников понимание языка на уровне мышления, используя когнитивные навыки.
Основные характеристики этого метода: :
1
Когнитивные навыки:
Ученики используют когнитивные навыки для понимания грамматики и лексики язык
2
Контекстуальное изучение:
Грамматика и лексика изучаются в контексте, а не отдельно.
3
Учебники:
Учебные пособия и материалы содержат реальные примеры использования языка.
плюсы
Этот метод подходит для продвинутых учеников.
Развитие когнитивных навыков:
Ученики развивают свои когнитивные навыки, что полезно не только для изучения языка, но и для развития интеллекта в целом.
Реальные примеры использования языка:
Ученики знакомятся с реальными примерами использования языка.
Подходит для обучения разговорной речи:
Этот метод помогает развить у учеников навыки разговорной речи.
минусы
Может быть сложным для начинающих:
Этот метод может быть сложным для начинающих учеников, особенно если они не имеют предварительного опыта в изучении языка.
Эффективность обучения этим методом:
Когнитивный метод изучения иностранного языка акцентирует внимание на грамматике и лингвистических структурах, позволяя ученикам более глубоко понимать язык и строить правильные предложения. Этот метод поддерживает активное обучение, развитие критического мышления и мотивацию учащихся, что способствует практическому применению изучаемого языка в реальных ситуациях.
6
Иммерсионный метод (Language Immersion):
Иммерсионный метод (Language Immersion) - это эффективный и популярный способ изучения иностранных языков. В этой методике учащиеся погружаются в языковую среду, где они вынуждены использовать изучаемый язык для общения, учебы и повседневных задач. Этот метод обеспечивает глубокое и непринужденное освоение языка, развивает навыки общения и адаптации к новой культурной среде, и, таким образом, способствует более эффективному и продолжительному усвоению иностранного языка.
Цель методики Иммерсионного метода:
Основная цель методики - это погружение студента в языковую среду, в которой он вынужден говорить на иностранном языке.
Основные характеристики этого метода: :
Практика языка происходит в реальной среде, например, в стране, где говорят на изучаемом языке.
Ученики общаются на иностранном языке с носителями языка или другими студентами, изучающими язык.
Грамматика и лексика изучаются в контексте.
Литература и другие материалы используются на языке, который ученики изучают.
плюсы
Позволяет ученикам быстрее развивать навыки разговорной речи и понимание на слух.
Помогает ученикам получить бессознательное понимание языка.
Подходит для людей, которые предпочитают практический подход к обучению.
минусы
Метод может быть дорогостоящим, так как он часто предполагает путешествия за границу и проживание в другой стране.
Не подходит для учеников, которые предпочитают более структурированный подход к обучению.
Эффективность обучения этим методом:
Иммерсионный метод очень эффективен для развития навыков разговорной речи и восприятия на слух. Он помогает студентам получить бессознательное понимание языка и улучшить свои навыки адаптации в новой культуре.
7
Методика TPR (Total Physical Response) изучения иностранного языка
Методика TPR представляет собой уникальный подход к обучению иностранным языкам, который активно вовлекает физические действия и реакции в процесс усвоения языковых навыков. Этот метод, разработанный Джеймсом Ашером в 1960-х годах, стремится сделать обучение языку естественным и интуитивным, подобно тому, как дети учат свой родной язык.
Цель методики TPR:
Основная цель методики TPR - это помочь учащимся освоить язык путем активного использования тела в процессе обучения.
Основные характеристики этого метода: :
Данный метод основывается на использовании движений и жестов для запоминания новых слова и фраз.
Ученики учатся языку, используя свой слух и зрение, а также кинестетические ощущения.
Этот метод подразумевает использование языка на практике, а не только его изучение.
Учебные игры и сценарии. Методика TPR часто включает игры и сценарии, где студенты активно взаимодействуют друг с другом, используя язык, который изучают.
плюсы
Ученики активно участвуют в уроке, что помогает им лучше запоминать новые слова и фразы.
Этот метод может быть веселым и интересным, что сохранять интерес учеников к изучению языка.
Учащиеся действительно видят и чувствуют, как работает язык, это способствует лучшему пониманию языковых структур.
TPR имитирует естественный способ изучения языка, как в детстве, когда мы учимся понимать и реагировать на инструкции и действия вокруг нас.
минусы
Ограничение по уровню языковой сложности:
TPR неэффективен при обучении сложных языковых структур и академического языка, так как метод сосредоточен на использовании физических действий для запоминания и понимания языка.
Не всегда подходит для всех учеников:
Некоторым ученикам может быть трудно или неприятно активно участвовать в уроке, особенно взрослым или тем, кто стесняется.
Неудобно для дистанционного обучения:
Этот метод требует физического взаимодействия и наблюдения, поэтому может не подойти для дистанционного обучения через интернет.
Эффективность обучения этим методом:
Методика TPR может быть эффективной для детей и начинающих учеников, особенно если они изучают язык с нуля, которые предпочитают активный подход к обучению.
8
Методика Суггестопедии (Suggestopedia):
Суггестопедия (Suggestopedia) - это методика обучения иностранным языкам, разработанная болгарским педагогом Георгием Лозановым. Она основывается на идее, что учебный процесс должен быть расслабленным и даже развлекательным, чтобы ученики могли легче и эффективно усваивать новый язык. Этот метод активно использует музыку, художественные образы, для создания особой атмосферы на уроках.
Цель методики Суггестопедии
- Это создание комфортной атмосферы для обучения, в которой ученик максимально эффективно усваивает информацию на неосознанном уровне.
Основные характеристики этого метода: :
Этот метод основывается на идее, что человек способен усваивать информацию даже на неосознанном уровне, поэтому в процессе обучения используются методы, которые усиливают этот процесс.
Создание комфортной атмосферы: в классе создается атмосфера, которая напоминает домашнюю обстановку. Ученики садятся в удобные кресла, класс оформлен в приятных тонах, используется музыка и другие элементы, которые способствуют расслаблению и снижению стресса.
Использование сюжетов: информация в процессе обучения передается через различные сюжеты, которые ученик запоминает лучше, чем отдельные слова или фразы.
плюсы
Эффективность:
этот метод считается одним из самых эффективных, поскольку ученики усваивают информацию на неосознаваемом уровне.
Развитие креативности:
использование сюжетов и других элементов, которые способствуют расслаблению, позволяет развивать креативность и воображение.
Создание комфортной атмосферы способствует улучшению эмоционального состояния учеников.
минусы
Ограниченность:
этот метод не подходит для всех типов обучения и не может быть использован во всех ситуациях.
Необходимость особой атмосферы
создание комфортной атмосферы может быть сложным и требует особых условий.
Эффективность обучения этим методом:
Снижение стресса и улучшение эмоционального состояния учеников. Эффективность методики Суггестопедии может варьировать, но она способствует лучшему восприятию речи, произношение и интонацию, развитие креативности и воображения, развивает умения работать на неосознаваемом уровне, в процессе обучения иностранному языку. Повышает мотивации к изучению языка.
9
Методика Интерактивного Обучения (Interactive Language Learning):
Метод интерактивного обучения языку разработан для стимулирования активного участия и вовлечения учеников в процесс изучения языка. Этот метод акцентирует внимание на развитии коммуникативных навыков через интерактивные упражнения. Он подчеркивает важность реальных коммуникативных ситуаций для повышения уверенности и свободы в использовании изучаемого языка. Метод интерактивного обучения языку подходит для учеников всех уровней и достаточно гибок, чтобы адаптироваться к различным стилям и потребностям обучения. С использованием технологий и мультимедийных ресурсов, что делает этот метод обучения для учеников интересным.
Цель методики Интерактивного Обучения:
Основная цель методики - это помочь учащимся освоить язык через коммуникацию и взаимодействие с другими людьми на иностранном языке.
Основные характеристики этого метода: :
Ученики учатся языку через активное взаимодействие с другими людьми.
Ученики играют ролевые игры, общаются, работают в группах и используют язык на практике.
Ученики работают с аутентичными материалами, такими как фильмы, музыка, статьи и т.д.
плюсы
Развивает навыки коммуникации на иностранном языке
Помогает ученикам уверенно использовать язык в реальных ситуациях.
Обучение становится более интересным и привлекательным для учеников.
минусы
Может быть сложно контролировать качество обучения, так как оно зависит от взаимодействия и общения учеников.
Некоторые ученики могут чувствовать себя неуверенно в коммуникации на иностранном языке.
Эффективность обучения этим методом:
Методика Интерактивного Обучения эффективна для развития навыков разговорной коммуникации и практического использования языка в реальных ситуациях. Однако, для успешного обучения необходимо контролировать качество взаимодействия и общения учеников и обеспечить адекватное количество языковой практики.
Какой метод лучше?
Сводные таблицы для наглядного сравнения приведенных выше медов изучения иностранных языков.
Методика
Плюсы
Минусы
Грамматика-Перевод
Понимание грамматики и литературного языка; подходит для изучения языков с богатой грамматической структурой
Мало устной практики; скучный и монотонный
Прямой метод
Развивает способность свободно говорить на иностранном языке; помогает ученикам понимать язык на интуитивном уровне; улучшает произношение и интонацию; возможность использования языка в реальных коммуникативных ситуациях
Не подходит для учащихся с нулевым уровнем языка; требует хорошей среды для практики языка
Аудио-Языковой метод
Улучшает произношение и интонацию; обучает языковой интуиции; помогает ученикам использовать язык на интуитивном уровне
Мало внимания уделяется грамматике и письменной части языка; не подходит для изучения лексики
Коммуникативный метод
Развивает практические навыки использования языка в реальных коммуникативных ситуациях; фокус на устной практике
Не подходит для учащихся, которые хотят изучать литературный язык; не всегда эффективен для изучения грамматических правил
Когнитивный метод
Помогает ученикам понимать процесс изучения языка; фокус на умственных процессах восприятия языка
Не всегда эффективен для развития практических навыков использования языка
Иммерсия
Окружение языковой средой; усиленное обучение путем погружения в языковую среду
Может быть трудно для учащихся, которые только начинают изучать язык; может быть дорогим
TPR
Подходит для визуально ориентированных учеников; развивает практические навыки использования языка
Не подходит для учеников, которые не обучаются через визуальные методы
Суггестопедия
Развивает творческий подход к изучению языка; помогает ученикам расслабиться и наслаждаться процессом изучения языка
Не всегда эффективен для изучения языков с богатой грамматической структурой
Интерактивный метод
Развивает навыки коммуникации и обмена информацией; фокус на использовании языка в реальных ситуациях
Требует хорошего уровня языка для эффективной практики
Выбор метода обучения иностранного языку - это важное решение, которое зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений каждого ученика. Каждая из методик имеет свои сильные стороны и особенности, и правильный выбор зависит от целей обучения. Важно помнить, что комбинирование различных методов и подходов станет наиболее эффективным способом достижения успеха в изучении языка. В конечном итоге, любой метод будет успешным, если в нем присутствует мотивация, настойчивость и постоянное стремление к улучшению навыков. Учение языка - это полезное и увлекательное приключение. Правильно выбранный метод - это ваш надежный путь к языковому успеху и удовольствию от учебы.
Индивидуальная презентация и встреча с директором
Приглашаем вас познакомиться с нашим преподавательским составом и юными студентами. Приходите и почувствуйте особую атмосферу любви и уважения к личности каждого ребенка.
Читайте также
Каждое воскресенье узнавайте о новых статьях из рассылки
Интересные и полезные статьи про частный детский сад и языковые лагеря читайте в нашем блоге.