Билингвизм: рассмотрим, что это
Билингвизмом называется владение двумя языками на уровне носителя. Система классификации довольно обширна. Главным параметром для разделения на виды является способ его формирования. В зависимости от него выделяют два вида билингвизма:- Первичный. По-другому называется ранним. Развивается у ребенка вместе с речью. Так бывает в семьях, где родители разговаривают на разных языках. Допустим, папа — японец, а мама — русская. Каждый из них иногда разговаривает с ребенком на своем языке, в результате тот вырастает билингвом.
- Вторичный или поздний. Также называется приобретенным. Ребенок овладевает вторым языком уже после того, как научился разговаривать на родном. Типичный пример — переезд семьи в другую страну. Пусть это будет Германия. Ребенок несколько лет жил в России и, естественно, отлично знает русский. В новой немецкой школе в окружении немцев он начнет общаться уже на немецком, причем выучит его не на языковых курсах, а при общении с носителями. В итоге он будет успешно использовать оба языка.
Третий параметр для разделения на виды — глубина владения языками. Он делит билингвизм еще на 3 вида:
- Активный. Ребенок может писать на иностранном языке, разговаривать, читать и т.д.
- Нереализованный. Второй язык понятен, но по каким-то причинам больше не используется в повседневном общении.
- Пассивный. Человек хорошо понимает обращенную к нему речь, может читать, но не разговаривает на иностранном языке.
Преимущества билингвизма в развитии ребенка
Многие родители придерживаются мнения, что билингвизм вреден для детей, поскольку перегружает их еще незрелую нервную систему. И оно ошибочно, поскольку, как показывают исследования, владение сразу двумя языками имеет множество преимуществ. Вот некоторые из них:- Дети-билингвы имеют хорошо развитые когнитивные способности. Они без труда могут переключиться с одного языка на другой, у них лучше память, они быстрее «схватывают» информацию и анализируют ее. К тому же способны быстрее принимать правильные решения в критических ситуациях.
- Независимо от того, какой вид билингвизма у ребенка, ему не придется прикладывать массу усилий для овладения вторым языком в совершенстве. Сделать это ему поможет либо обстановка внутри семьи, либо общение со сверстниками-иностранцами.
- Дети-билингвы чувствуют себя максимально комфортно в любой среде и на каждом языке могут говорить, как на родном. Они шутят, говорят о своих мыслях и эмоциях, рассказывают какие-то истории. Тем, кто знает иностранный язык лишь на школьном уровне, все это практически недоступно.
- Ученые доказали, что детям-билингвам легче других выучить еще один иностранный язык. У них хорошо развита способность не только запоминать новые слова, но и использовать их в разговоре.
- По словам психофизиологов, у детей-билингвов плотность нейронов в головном мозге больше, чем у монолингвов. А это значит, что у них более развиты интеллектуальные способности.
- Риск в будущем столкнуться с деменцией или болезнью Альцгеймера у тех, кто изучает иностранный язык, в разы ниже.
- Дети-билингвы быстро находят общий язык с окружающими. У них отлично развиты навыки коммуникации и построения социальных связей.
Единственный нюанс, о котором стоит упомянуть: часто дети-билингвы начинают разговаривать позже, чем монолингвы. Для многих родителей это существенный минус билингвизма, но это скорее не недостаток, а его особенность. Ребенку просто нужно выучить в 2 раза больше слов, а на это уходит немало времени.
Итого, билингвизм — это далеко не плохо, как думают многие родители. Исследования доказали, что у детей, изучающих иностранный язык, более развиты все виды мышления. Кроме того, у них выше уровень интеллекта, они легче заводят новые знакомства и принимают решения. Эти навыки точно пригодятся им во взрослой жизни.