Top.Mail.Ru
Полезное о главном

Приемы НЛП в изучении английского языка

Многие считают нейролингвистическое программирование чем-то сродни гипнозу и другим подобным техникам. Однако на самом деле НЛП разрабатывалось как наука о схемах поведения, которыми обладают успешные в какой-то области люди, и применении их в собственной жизни. Какая связь между этим всем и изучением английского языка? Рассмотрим подробнее.

Что не так в школьных программах

Согласно исследованиям, тех, кто после окончания школы свободно владеет английским языком, очень и очень мало. Почему? Для ответа на вопрос нужно вспомнить школьную программу. Представим себе среднестатистический класс, в котором все учащиеся изучают иностранный язык, допустим, с пятого класса. Как проходит обучение?
Сначала дети учат набор слов, касающихся одной темы. После изучают грамматику, делают упражнения в тетради. На этом все. Получается, что они используют только визуальное восприятие. Иногда задействуется и логическое, но это случается крайне редко. Аудиальная же система, которая отвечает за речь, остается нетронутой.
К чему приводит такая система обучения? Когда ребенку нужно ответить на вопрос или просто что-то сказать на английском, он выполняет сразу несколько действий:
  • быстро переводит в уме слова;
  • вспоминает правила;
  • строит предложение в согласии с правилами;
  • озвучивает получившуюся фразу.
Процесс задействует абсолютно все отделы головного мозга. А если какое-то слово ребенок забудет, начнутся судорожные поиски либо правильного, либо альтернативного варианта. Вроде бы все выглядит логично. Однако на самом деле все должно быть совсем по-другому, поскольку речь — это бессознательный процесс, за который отвечает упомянутая выше аудиальная система. Предложения должны выстраиваться автоматически, как в случае с родной речью. Детям нужно слышать и повторять, а не только заучивать какие-то правила. Со стороны это выглядит примерно так: человек осваивает игру в настольный теннис путем изучения особенностей строения скелета. Нелогично, правда?

Преимущества НЛП в изучении английского языка

Почему НЛП часто используют в обучении английскому языку детей? Взять, к примеру, языковые детские сады. Система обучения и общения с детьми там построена так, чтобы второй язык стал для них родным. Они не просто бездумно заучивают правила, а учатся пользоваться им в повседневной жизни. Причем настолько свободно, чтобы без труда объясниться с носителем языка.
Другими преимуществами НЛП считаются:
  1. Нацеленность на конкретный результат. Детей, да и взрослых тоже, учат языку не потому, что надо, или это престижно. Они получают навык говорения на английском, чтобы не растеряться в путешествии в чужой стране, не заказать в ресторане с местной кухней каких-нибудь жареных насекомых или, например, обратиться за помощью в правильную службу.
  2. Работа с поведенческими шаблонами. Они помогают чувствовать себя увереннее в ситуациях, когда нужно использовать иностранный язык.
  3. Заинтересованность в процессе, а не в содержании. Педагоги делают упор не на том, чтобы выучить, а на том, чтобы каждый день шаг за шагом осваивать новые умения.
И еще один плюс: все без исключения техники НЛП основаны на экологичной системе внушения. Это значит, что они не причиняют вреда ни самому обучаемому, ни окружающим его людям.

Примеры техник НЛП

Первая и самая популярная — якорение. Подразумевает использование позитивных стимулов. Например, человек получил значимую для него награду. Во время ее вручения звучала музыка. Теперь каждый раз, когда он ее услышит, будут появляться положительные эмоции, гордость за себя, уверенность в своих силах и все другие чувства, которые были на награждении.
При изучении английского языка якорение помогает ученикам настраиваться на позитив, спокойно реагировать на неудачи.
Еще одна техника носит название «техника уподобления» или рефрейминг. Если говорить простыми словами, это смещение фокуса внимания, замена индивидуального восприятия, после которого появляются новое поведение и реакции.
В изучении английского языка рефрейминг помогает справляться с, казалось бы, непосильными задачами. Как? Допустим, перед учеником задача, на решение которой уйдет немало времени и сил. Естественно, он тревожится и испытывает не самые радужные эмоции. В такие моменты можно предложить ему перенестись на пару недель назад, в то время, когда страшно было допустить и мысль о том, что в будущем такие задачи будут решаемыми (пусть и не совсем легко).
Мнение, что НЛП — что-то странное и связанное с гипнозом, ошибочно. Это направление психотерапии, которое подразумевает ориентирование всего процесса обучения на особенности личности обучаемого. Благодаря ему удается сделать изучение английского не просто заучиванием новых слов и правил, а увлекательной игрой, которая принесет и пользу, и удовольствие.