Top.Mail.Ru
Полезное о главном

Как помочь ребенку развиваться в домашних условиях

Многие родители обеспокоены правильностью развития свое ребенка, поэтому уделяют массу времени поиску всевозможных «развивашек», школ раннего развития, специализированных детских садов и т. д. Все это, безусловно, полезно. Но дела обстоят гораздо проще. Для полноценного развития ребенка можно создать дома развивающую среду. Что это такое и насколько она эффективна? Давайте рассмотрим.

Что такое развивающая среда

Окружающей средой называют все то, что находится вокруг ребенка. Развивающей она становится тогда, когда родители правильно ее организуют. По сути, ребенок будет развиваться в любых обстоятельствах, но в правильно организованной среде этот процесс пойдет быстрее.
При ее создании следует придерживаться нескольких правил:
  1. Окружение должно подходить ребенку по возрасту и потребностям. Следовательно, оно должно меняться по мере его взросления.
  2. В каждом возрастном периоде у детей свои желания и потребности. Но это не значит, что уделять внимание нужно только им. Важен комплексный подход.
  3. Следует соблюдать меру. Развиваться, конечно, нужно, но не стоит занимать обучением все время ребенка. Пусть у него будет возможность поиграть или просто ничего не делать.
  4. Не стоит думать исключительно о развитии. Если сосредоточить на этом все свое внимание, можно довести и себя, и ребенка до повышенной тревожности. Дети развиваются постоянно. Цель взрослых — немного подкорректировать окружающую среду, поэтому нужно выделять время и на обычные игры с малышом, чтение сказок, общение.
И еще один момент: не стоит заставлять или уговаривать что-то делать ни себя, ни детей. Заниматься нужно только тем, что приносит удовольствие.

Как создать развивающую среду

Есть несколько вариантов. Рассмотрим подробнее:
  1. Сделать окружающее пространство безопасным. Нужно убрать все, что может сломаться или разбиться, из поля зрения ребенка. Оставьте только то, что никаким образом не сможет ему навредить или травмировать. На окна и двери следует поставить специальную защиту, а на розетки — заглушки.
  2. Дать максимальную свободу. Если ребенок хочет изучить содержимое шкафчиков, пусть изучает. Если ему нравится перекладывать посуду или одежду в шкафу, пусть этим и занимается. Не стоит запрещать, поскольку именно таким образом он изучает мир. Речь не идет о вседозволенности: иногда стоит ограничить малыша в его действиях, особенно, если он пытается сделать то, что имеет потенциальную опасность. Главное — осознанный подход.
  3. Подобрать правильные игрушки и «развивашки». И то, и другое должно быть максимально разнообразным и, самое главное, соответствующим возрасту малыша. Интересно, что самыми занимательными часто оказываются наиболее простые игрушки, например, кубики или обычная пирамидка. При изучении животных, растений, цветов или, например, иностранного языка, помогут плакаты, специальные карточки и т. д.
Также важно давать ребенку возможность быть самостоятельным. В каком-то возрасте он и сам захочет делать что-то без помощи мамы и папы. Не стоит отговаривать — пусть пробует.

Развивающее общение и образ жизни

По мнению специалистов, развивающие книги, игры, карточки и другие приспособления, конечно, важны, но не заменят живого общения с родителями. Занятия не должны быть «сухими». Важно разговаривать с ребенком, сопровождать свои действия рассказами, потешками, возможно, стихами. На прогулке можно говорить обо всем, что встречается на пути.
Ни в коем случае не игнорируйте ребенка, если у него есть вопросы, иначе он может утратить любопытство и желание познавать мир. Детям постарше перед ответом предложите подумать вместе.
Что касается образа жизни, то он должен дарить ребенку впечатления. Необязательно летать отдыхать на острова или путешествовать по другим странам. Хотя, конечно, если есть такая возможность, то почему бы и нет? Достаточно посещать детские площадки, выставки, музеи, зоопарки. Даже простая поездка в городском транспорте, например, на трамвае, может надолго остаться в памяти у малыша.
Если ребенок постарше изучает иностранный язык или, допустим, интересуется спортом, можно отправить его в тематический лагерь.
Также важно помнить, что дети всегда берут пример с родителей. Вернемся все к тому же иностранному языку: если мама или папа занимается его изучением, ребенок хотя бы частично приобщится к этому занятию. То же самое касается музыки, спорта и других увлечений.
Итого, развивающая среда для ребенка — это привычная и адаптированная под него окружающая обстановка. Главные условия — безопасность и увлекательность. В ней должно быть все, что поможет совсем крохам и детям постарше изучить мир. Это игрушки, развивашки, новые впечатления и, конечно, общение с родителями.