Полезное о главном
2023-01-10 22:02

Иерархия в детско-родительских отношениях

С появлением в семье ребенка жизнь взрослых сильно меняется, и это неоспоримый факт. Но кто-то приспосабливается к изменениям, спокойно занимается воспитанием и развитием ребенка, и дальше ведет счастливую жизнь. А кто-то превращается в «супер-родителя», который ни на шаг не отходит от чада. Результат — ребенок становится главой семьи, подчиняя себе всех остальных ее членов. Должно ли так быть? Почему такая иерархия не приводит ни к чему хорошему? Давайте рассмотрим.

В чем корень проблемы

Для начала давайте представим среднестатистическую семью, состоящую из мамы, папы и двоих детей. Дети появились, когда родителям было далеко за 30, и они совсем не надеялись на чудо. И вдруг оно произошло. Как живет эта семья? В 90% подобных случаев жизнь вращается вокруг детей. Они получают все, что хотят, даже то, что порой взрослым не по карману. Их кормят с ложечки, разрешают делать все, что хочется, покупают лучшие игрушки и одежду.
Личная жизнь самих родителей при этом отходит на второй план, а то и дальше. Если спросить их, когда они в последний раз были в театре, кино или пили кофе в кофейне по соседству и только вдвоем, они впадут в ступор. Потому что такие, казалось бы, мелочи для них стали недоступными. Это явление называется детоцентризмом. Его главная характеристика — нарушение семейной иерархии, при которой родители должны быть для детей авторитетом.
Откуда берется детоцентризм? Есть два варианта. Первый неразрывно связан с примером. Бывает так, что у пары по каким-либо причинам не получается родить детей раньше. Это могут быть проблемы со здоровьем, желание сначала достичь финансового благополучия и построить карьеру. В результате ребенок появляется в том возрасте, когда каждая последующая беременность дается все тяжелее. Во многих семьях он так и остается один. Что это значит? Внимание абсолютно всех взрослых будет направлено на него одного.
Второй вариант — изменение авторитарного подхода к воспитанию детей в психологии на гуманистический. Это, естественно, хорошо. Но! Многие родители неправильно понимают особенности такого подхода и поэтому бездумно идут на поводу у своего чада, а не становятся ему другом и опорой.
Сейчас все поголовно говорят о том, что детям нужно давать все самое лучшее. Игрушки, одежда, детские сады — все это должно быть лучше или хотя бы не хуже, чем у других. Да, безусловно, тот же детский сад, например, с изучением английского языка принесет ребенку много пользы. Но только в том случае, если мамы и папы действительно заботятся о развитии ребенка, а не стремятся выглядеть лучше окружающих

Проявления и последствия нарушения иерархии

Как понять, что для ребенка родители перестали быть главными? Есть несколько признаков:
  1. Просит и даже требует абсолютно все делать за него, даже если вопрос касается таких мелочей, как снять ботинки.
  2. Требует удовлетворения своих желаний моментально. Он не хочет понимать, что родители могут быть заняты, устали, заболели и т. д.
  3. Постоянно вмешивается во взрослые разговоры, не дает разговаривать по телефону и просто побыть в одиночестве.
  4. Шантажирует, устраивает истерики, если его просят чем-то поделиться.
Дети, для которых родители не являются авторитетом, в какой-то момент становятся просто невыносимыми. Им становится безразлично на чувства окружающих, они грубые, невоспитанные. При этом больше всех достается маме и папе. Они страдают не только от истерик чада: им приходится жертвовать своей жизнью ради того, чтобы угодить маленькому командиру.

Как восстановить иерархию

В первую очередь нужно вспомнить о том, главные в семье — родители, а не дети. Поэтому при необходимости ребенку можно и нужно говорить «нет». И не только для восстановления иерархии. Взглянем на ситуацию с другой стороны: вседозволенность плюс гиперопека сродни эмоциональной тюрьме. То есть внутри семьи ребенок чувствует себя королем, но при этом боится всего, что находится вокруг него. Рано или поздно эти противоречия выльются в бунт.
Второй шаг — выпустить ребенка из его «тюрьмы». Он должен познакомиться с реальностью и понять, что мир не вращается вокруг него. Кстати, хороший способ сделать это — отправить в языковой лагерь. Это место, где дети не только в доступной игровой форме изучают английский язык, но и развивают творческое мышление, занимаются спортом и, что самое главное, учатся контактировать с окружающими. В таком лагере ребенок точно проведет время с пользой.
И, наконец, третий шаг по восстановлению иерархии в семье — уделять время себе и своему партнеру. Ни муж, ни жена не должны чувствовать себя обделенными вниманием. Родителям важно выделять время на совместные занятия, будь то просмотр фильма вечером или поход в ресторан.
Итак, иерархия в семье должна соблюдаться, несмотря на новые подходы к воспитанию и другие модные веяния. В любом случае родители главные, и ребенок должен их слушаться. Только так получится воспитать его здоровой личностью, которая умеет контактировать с окружающим миром и отвечать за свои поступки.