Top.Mail.Ru
Полезное о главном

Билингвизм у детей с точки зрения психологии

Свободное владение двумя языками (на уровне носителя) носит название билингвизм. В семьях, где родители общаются с детьми на двух языках, это явление считается естественным. В моноязычной среде многие хотят приобщить ребенка к изучению английского как можно раньше, но беспокоятся о том, что это может нанести ущерб его развитию. Так ли это?

Зачем ребенку учить английский

У детей-билингвов есть целый ряд преимуществ, среди которых:
  • большой словарный запас;
  • расширенный кругозор;
  • хорошая память;
  • способность быстро усваивать информацию;
  • безболезненная социализация
  • металингвистические способности.

Кроме того, знание английского языка в будущем поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям, получить хорошее образование и престижную работу. Исследования психологов показали, что 70% детей-билингвов более устойчивы к стрессовым ситуациям и менее подвержены комплексам.

Как научить ребенка английскому языку

Сегодня обучение детей английскому языку обретает все большую популярность. Методики постоянно обновляются и совершенствуются. Не существует универсального способа, самое главное — обеспечить ребенку условия, в которых ему будет комфортно и интересно. Что выбрать, индивидуального педагога или образовательный центр, каждый решает сам. Самыми популярными методами являются:
  1. Няня со знанием английского языка. Специалист по работе с детьми должен иметь педагогическое образование. Еще лучше, если к языковым навыкам прилагается сертификат детского психолога. Няня, которая разговаривает только на английском, должна проводить с ним не менее 6-7 часов в день. Плюсы очевидны: для ребенка создается естественная среда, отсутствует обучающая обстановка, которая быстро надоедает детям. К минусам можно отнести то, что очень сложно найти няню, работающую с конкретным ребенком как минимум 7-8 лет, а разговорная практика должна присутствовать постоянно.
  2. Детский сад или школа с английским уклоном. В образовательных учреждениях основной упор делается на изучение английского языка. Обучение у квалифицированных педагогов дает неплохие результаты: дети учатся хорошо писать и разговаривать на иностранном языке. При занятиях используются стандартные педагогические методики. Во внеурочное время преподаватели разговаривают с детьми на русском языке. При таком подходе ребенок быстро выучивает лексику, но часто не знает, как её употребить в речи.
  3. Занятия с репетитором. Если ребенок посещает обычную школу или сад, то родители часто прибегают к помощи педагога, который дает частные уроки английского языка. Занятия могут проводиться в группе или индивидуально. Методика достаточно эффективна, если преподаватель является носителем языка и умеет найти подход к ребенку. В противном случае желание заниматься пропадает надолго. Важно грамотно выбрать режим занятий, чтобы чрезмерно не нагружать ребенка.
Все эти способы при правильном подходе дают хороший результат, но не гарантируют, что ребенок станет билингвом. Возможно, он освоит язык на достаточно хорошем уровне, но никогда не будет воспринимать его, как родной.

Как вырастить билингва

О том, с какого возраста нужно учить детей, однозначного мнения нет. Кто-то считает, что ребенку нужно слышать иностранный язык еще до формирования речевого аппарата, а некоторые начинают образовательную программу не раньше, чем через три года после рождения. Нельзя забывать, что способность к изучению языка у каждого ребенка индивидуальна.
С рождения и до 6 лет дети легко осваивают иностранные языки. При грамотном подходе английский может стать для них вторым родным. В этом возрасте отсутствует чувство скованности и зажатости, ребенок не боится того, что может допустить ошибку. Правильная речь формируется естественным образом.
Успех раннего обучения возможен только в том случае, если создать для ребенка правильную языковую среду. Английская речь должна звучать постоянно. В домашних условиях создать подходящую атмосферу практически нереально.
Если нет возможности отправить ребенка заграницу, то сейчас придумали отличную альтернативу — билингвальные детские сады или лагеря. Дети общаются между собой и обучаются на двух языках, что способствует их быстрому усвоению. В таких учреждениях занятия проводит носитель языка. В результате у ребенка формируется правильное произношение.
Тип занятий в билингвальном лагере или саду — это сложная концепция, которая распространяется и на другие направления. Дети занимаются музыкой, рисованием, хореографией и физической культурой, грамотно чередуя активные занятия и развлечения со спокойными занятиями.
Социализация и обучение языку происходят в естественной непринужденной обстановке. В современных лагерях билингвального типа есть возможность и семейного отдыха, где ребенок изучает язык вместе с родителями. Это большой плюс, так как дети могут совершенствовать свои знания в домашней обстановке.