Top.Mail.Ru
Полезное о главном

Билингвальный подход

В последние годы билингвальный подход к обучению становится все более популярным. Именно поэтому его внедряют в образовательные системы детских садов и школ. Суть в том, что ребенок наравне с родным русским языком изучает иностранный (чаще всего английский). Причем изучает не только основы, а разговорную речь, тем самым развивает навык думать на нем, строить разговор. Но насколько правильным можно назвать такой подход? Не навредит ли он ребенку?

Особенности билингвального обучения

Все предметы изучаются на двух языках. Но цель занятий не накопить материал, а научить ребенка сначала разговаривать, а потом размышлять на английском. При этом фонетика одного языка поможет ему в овладении другим. В результате оба станут родными. Использовать их ученик будет по ситуации.
Билингвальная система обучения базируется на нескольких важных принципах:
  1. Учебный процесс должен быть основан на особенностях каждого отдельного ребенка, его личности, развитии, возможностях и т.д. Немаловажную роль играют интересы и потребности.
  2. В процессе обучения дети должны постепенно знакомиться с новой для них культурой, оценивать ее с позиции того, что они знают о своей, сравнивать.
  3. Изучение иностранного языка должно переходить в речевые действия, направленные на решение проблем в общении.
  4. Восприятие на слух, чтение, письмо и речь должны развиваться не отдельно, а одновременно друг с другом.

Плюсы билингвального обучения

В первую очередь это усиленное развитие головного мозга. Воспроизведение звуков на двух языках сразу — это и так непростая работа. Но благодаря ей, увеличивается сила мозга, становится более плотным серое вещество, отвечающее за язык и общение. Согласно исследованиям, разница особенно заметна на детях, которые начали развиваться на двух языках в возрасте до 5 лет.
Второй плюс тоже связан с головным мозгом. Но здесь речь идет о задержке слабоумия. Ученые доказали, что у человека, свободно владеющего двумя языками, болезнь Альцгеймера развивалась на 4 года позже, чем у тех, кто знает только один родной. Получается, что изучение иностранного языка, как решение кроссвордов и игра на музыкальных инструментах, улучшает когнитивные способности мозга. Да, билингвизм не сможет в будущем полностью предотвратить возрастные изменения. Но замедлить их развитие он способен.
Среди других плюсов билингвальной системы выделяются:
  1. Улучшение саморегуляции. Ребенок, который в нужной ситуации может переключаться с языка на язык, лучше справляется с индивидуальными задачами и самоконтролем. Он легко выполнит задания, в которых требуется переключение внимания с одного объекта на другой.
  2. Готовность к чтению. Дети, которые учатся читать на родном языке, быстрее освоят этот навык и в случае с иностранным. Это доказало исследование детей-билингвов, проведенное в 2010 году на Тайване. Оно показало, что ученикам, которые умели читать на местном наречии (а это китайский мандарин), было легче научиться читать на английском. Они уже могли манипулировать звуками, знали разговорную речь и другие его особенности.
Еще одним преимуществом считаются дополнительные возможности в плане обучения и трудоустройства. Английский язык считается одним из наиболее распространенных в мире. Поэтому те, кто в совершенстве его знают, могут рассчитывать на получение хорошей должности в крупных зарубежных компаниях, возможность работать с иностранными заказчиками и учиться в зарубежных ВУЗах.

Мифы о билингвальном подходе

Несмотря на десятки проведенных исследований, многие считают, что изучение второго языка не несет с собой никакой пользы. Почему? Первый аргумент — ребенок будет путаться. Ученые говорят, что это не так. Поначалу дети могут вставлять в разговор те слова, которые им проще произносить. Но со временем это проходит, и они свободно переключаются между языками.
Второй миф связан с задержкой речевого развития. И здесь есть опровержение. Логопедические проблемы — это особенность развития ребенка. И они никак не связаны с количеством изучаемых им языков. Они будут и у монолингвов, и у билингвов.
Третий миф — английский лучше изучать после полного овладения русским. И это тоже заблуждение. Чем раньше ребенок начнет осваивать иностранный язык, тем более близким он для него станет. Оба языка будут равными.
Итак, билингвальный подход к обучению имеет массу плюсов, и дело не только в том, что в будущем перед ребенком откроются большие возможности. Уже сейчас, в детском возрасте, ему будет проще справляться с поставленными перед ним задачами. Особенно, если они требуют переключения внимания.